Психология малых групп и коллективов
Страница 2

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. "все должны говорить на одном языке".

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).

Практика показывает, что человеку для полноценной и активной жизни необходимо общаться с другими людьми. Такое сенсорное голодание, или сенсорная депривация, могут привести даже к психическим нарушениям. У такого сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом. стремясь утолить "голод", то есть стремясь к признанию люди общаются, доставляя таким образом друг другу удовольствие, как бы "поглаживая" друг друга.

"Поглаживание" - это одна из основных единиц социального действия. Признавая присутствие друг друга люди вынуждены общаться, и между ними происходит ряд трансакций. Из этого можно заключить, что обмен "поглаживаниями" составляет трансакцию, которую в свою очередь Э. Берн определяет как единицу общения.

На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.

Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма:

А) Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Б) Взрослый необходим для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Например, при вождении машины необходимо произвести сложные оценки скоростей. Человек начинает действовать только тогда, когда оценит степень безопасности своих действий.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

В) Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что "так принято делать".

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие.

Между этими тремя типами происходят трансакции.

Первое правило коммуникации: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго.

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.

Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я. Эта категория служит основой для игр. Здесь наравне с обычной трансакцией (например Взрослый-Взрослый) одновременно происходит скрытая трансакция, в которой один человек участвует на подсознательном уровне, а другой отлично ее "видит" и умело манипулирует своим партнером, а иногда оба в процессе скрытой трансакции выступают наравне, и это приносит им удовольствие.

Страницы: 1 2 


Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике
Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки и клубы по интересам, а также организованы факультативные занятия по многим дисциплинам. В 2006-2007 ...

Программа ЗОЖ
1. Наиболее важные на сегодняшний день проблемы: миопия, нарушение осанки 2. Методики их решения Комплекс специальных упражнений, выполнение которых оказывает благоприятное воздействие на нарушенную функцию зрения, предотвращая дальнейшее прогрессирование близорукости: 1. ИП - сидя. Крепко зажмурьте глаза на 3-5 с, затем открыть их н ...

Защитные психические механизмы
Что такое "защитные механизмы"? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подав ...

Категории