Структура “я” и самооценка
Страница 1

В начале подросткового возраста (11-12 лет) в содержании “я” заметны существенные изменения. Во первых отмечается бурный рост негативных самооценок: 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негативные характеристики. Наряду с редким ростом числа негативных самооценок, изменяется главный критерий. На 1-ое место выходят нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся в отношениях с окружающими, прежде всего со сверстниками. 2-ое место начинает занимать качество мужественности подростка и интеллектуальные качества. Суждение о себе младших подростков в сравнении с младшими школьниками отличается больше самостоятельности и аргументированности.

Т. о. содержание “я” становится многозначным и более содержательным. В последующие 13-14 лет число отрицательных самооценок превышает число положительных (52% и 41%) и практически отсутствует неопределённые само оценочные суждения.

Заметное снижение отрицательных самооценок наблюдается у 15-ти летнего подростка (52 – 37%). Одновременно с этим происходит резкое увеличение числа амбивалентных (неопределённых) самооценочных суждений (с 7% в 13-14 лет, до 24% в 15 лет). При этом увеличивается число целостных психологических самоописаний: 6% у 13-ти летних и до 38% у 15-ти летних, что свидетельствует о переходе на качественно новый уровень развития самосознания.

Если до 12-13 лет самооценка подростка ни что иное, как оценки окружающих его людей, не его собственные, то в этом возрасте у него происходит смена ориентаций с оценки окружающих на самооценку.

Наиболее ярко это проявляется в 15 лет, что отражается резким увеличением амбивалентных самооценок. При сравнении структуры “я” средних и старших подростков, не трудно увидеть существенные отличия.

12 летние подростки в 1-ую очередь выделяют умения, способности и др. развития интеллекта. 2 и 3-е место по значимости занимают самооценка и ролевые характеристики, а замыкает этот перечень отношения с окружающими людьми.

У 13-14 летних подростков – 1-ое место самооценочные характеристики, последующие место - умения, ролевые характеристики и отношения со сверстниками.

Существенно изменяется структура “я” у 15 летних подростков, причем эти идут “по линии большей субъективности, психологичности соноописаний”. Ведущее место по-прежнему принадлежит самооценке а вот на 2-ое выходят собственные чувства, переживания, мотивы. Следующее место принадлежит ценностям, убеждениям, идеалам, а так же жизненным планам (кем быть, каким быть). Что касается умений, отношений со сверстниками, ролевых характеристик, то в этом возрасте они перестают иметь особое значение для понимания самого себя.

Т.о., высказанное предположение, что возраст 12-14 лет является критическим в плане становления самосознания личности, находит дополнительное подтверждение. Свидетельством тому данные И.В.Дубровиной о динамики школьной, самооценочной и межличностной тревожности в диапазоне от 13 до 16 лет.

Если в 13 лет этот пик в школьной тревожности подростков, то в 14 лет – это пик в самооценочной и межличностной тревожности, которая сходит на нет в 15 лет, и вновь возрастает в 16 лет.

Страницы: 1 2


Влияние профессии и т.п. факторов.
Человек, чье рукопожатие можно сравнить с дохлой рыбой, скорее всего обладает слабым характером. Но если этот человек страдает артритом, то он просто вынужден пожимать руку собеседника именно таким образом, чтобы не причинить себе боли. Точно так же художники, музыканты, хирурги и люди, чья профессия связана с чувствительностью и гибкос ...

Сравнительный анализ социальных представлений о личности психолога у менеджеров и представителей других профессиональных групп
Постановка проблемы. В современной общественной жизни России растет потребность в квалифицированных специалистах-психологах. Такой социальный заказ формируется, очевидно, под влиянием подчас деструктивных социально-экономических трансформаций общества, которые приводят к девиантному и делинквентному поведению, суицидам и депрессиям, сни ...

Личностные особенности специалистов по продажам
Трудно представить современное общество без торговли. Ежедневно на нас обрушивается поток информации о продаже различных товаров и услуг. Несмотря на то, что современное общество является высокотехнологичным и куплю/продажу можно уже осуществлять, не выходя из дома (благодаря сети Интернет), выход на новые рынки, привлечение новых клиен ...

Категории