Психология » Человек как субъект сексуальности » Человек как субъект сексуальности

Человек как субъект сексуальности
Страница 1

Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, далее сексуальность формируется уже в рамках индивидуального жизненного опыта. В целом же, сексуальность человека обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов.

Есть очень много форм человеческой сексуальности. Сексуальность человека включает широкий диапазон поведения и процессов, физиологические, психологические, социальные, культурные, политические, духовные или религиозные аспекты секса, а также человеческое сексуальное поведение. Сексуальность, как и прочие аспекты поведения человека, носит как биологический, так и социальный характер: некоторые характеристики сексуальности заложены генетически, другие формируются в процессе социализации.

Философия, особенно этика и наука морали, так же как и богословие имеют отношение к предмету. Почти в каждую историческую эпоху и в каждой культуре искусства, включая литературные и изобразительные, а также популярная культура представляют существенный вклад общественных точек зрения на сексуальность. В большинстве обществ существуют законы, которые предписывают определённые ограничения сексуального поведения. Сексуальность изменяется от культуры к культуре, от региона к региону, и непрерывно меняется на протяжении всей истории человека.

· Значение сексуальности

Сексуальность представляет собой движущую силу социальной активности человека, поскольку направлена на достижение не только сексуального удовлетворения, но и социально-психологического состояния, обозначаемого как «счастье», повышение качества жизни. Переживания, связанные с полом, определяют выбор того или иного варианта поведения даже в ситуациях, заведомо не связанных с сексуальными контактами в узком смысле.

Сексуальность является одним из важных движущих факторов в познании человеком окружающей действительности. Зигмунд Фрейд писал, что «влечение к познанию у детей поразительно рано и неожиданно интенсивным образом останавливается на сексуальных проблемах, даже пробуждается ими»[1].

Сексуальность является фактором, побуждающим людей к совместному проживанию и деятельности, является движущей силой сближения и объединения людей, одной из основных составляющих семейной жизни.

· Формирование сексуальности

Физиологические механизмы, обуславливающие формирование и осуществление сексуальных реакций неотъемлемо присущи человеку как биологическому виду, их формирование является генетически обусловленным. В то же время, поскольку человек имеет не только биологическую, но и социальную природу, формирование сексуальности оказывается связанным с условиями его существования: социальным окружением, условиями жизни и т. д. На формирование сексуальности влияют также такие факторы, как, например, полноценность питания.

Поскольку к моменту начала полового созревания, когда начинают проявлять себя заложенные в человека сексуальные потребности, личность человека уже в значительной мере сформирована, на развитие сексуальности влияют уже имеющиеся в этот период личностные черты, такие как степень усвоения нравственных норм, агрессивность, иные позитивные и негативные социальные черты. Преобладание в период полового созревания агрессивных и иных антисоциальных черт характера может повлечь формирование отклоняющихся и даже деструктивных сексуальных потребностей. На формирование сексуальности оказывает влияние также уровень интеллектуального развития, поскольку в основе высшей формы развития сексуальности человека — эротической любви, наличие которой отличает человека от иных животных, лежит, прежде всего, интеллект.

Хотя основным в процессе формирования сексуальности является запечатление и другие формы самостоятельного освоения индивидом действительности, на него также оказывают влияние действующие в обществе целенаправленные программы формирования сексуальности, которые могут, как подавлять все «ненормативные» формы её проявления, так и способствовать формированию её «нормативных» форм на основе научного сексуального просвещения. Необходимо учитывать, что подавление сексуальных реакций зачастую влечёт переход сексуального напряжения в иные эмоциональные формы, в том числе связанные с агрессией.

Сексуальность является неотъемлемым признаком физического и психического здоровья, как в молодом, так и в пожилом возрасте. Отмечается, что сохранение сексуальных потребностей в старости характерно для людей с более высоким уровнем интеллекта, имеющих более высокое качество жизни, проявлявших большую сексуальную активность в молодом возрасте.

· Типы сексуальных культур

Страницы: 1 2 3


Недостатки психологии конституционных различий
Типологическое мышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает знание не о самой личности, а о соответствии ее определенной типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию. Не всем, но большинству типологических характеристик присуща положительная или отрицательная оценка. О ...

Модели поведения в межличностной ситуации.
К Роджерс и Г.Портер различают 5 видов поведения, к которым Ж.Шандезон и А.Лансестр добавляют шестой, названный поведением отказа. 1. Помощь и поддержка - подобным поведением продавец стремится успокоить собеседника, помочь ему в ситуации выбора, рассеять сомнение или сломить последнее противоречие. Подобное поведение создает зависимос ...

Факторы формирования впечатлений
Особенностью нашего исследования является изучение данной тематики с точки зрения актуальности полученных ранее результатов на сегодняшний день. Современный контекст, в котором испытуемые формируют представление о личности по предложенным им (оригинальным) чертам, характеризуется высоким темпом изменений (на уровне образа жизни, ценност ...

Категории