Влияние цвета на человека
Страница 2

Сопоставление двух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, - с другой, - приводят к выводу о тесной и однозначной связи между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно, то, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что то же самое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции" [19].

В работах, направленных на исследование семантического поля цветовых предпочтений (Ч.Е. Осгуд, Л. Сивик, О.В. Сафуанова), изучался в основном вербальный аспект цветовых ассоциаций и транскультуральные особенности цветовосприятия.

Многие авторы, и в первую очередь сам М. Люшер, исходят из существования сложной иерархизированной семантической структуры цвета. Нижний "этаж" представлен физиологическими реакциями, затем идут характеристики эмоционального состояния и эмоции; верхние уровни представлены потребностями, основными установками и жизненным стилем личности. В этой системе по сути цвета играют ту же роль, что и в традиционной цветовой символизации (Тернер, 1983): они являются неконвенциональными естественными символами обобщенных категорий действительности, изоморфно соответствуя различным ее аспектам [19].

Г.Е. Бреслав считает, что мы ошибаемся, когда рассматриваем цвет как свойство материала. Он утверждает, что в природе цвета нет, что цвет - "одна из особенностей восприятия человека: наш глаз по-разному ощущает потоки света с разными физическими характеристиками. Большинство наблюдаемых нами предметов сами не испускают световые лучи, а видны потому, что падающий на них свет рассеивается и попадает в наши глаза. Цвет - это ощущение, возникающее в мозгу человека как реакция на свет определенной длины волны, попавший в сетчатку его глаза" [10].

П.В. Яньшин утверждает, что цвета взаимодействуют не только со зрением, но и со всем организмом человека, что "цвет несет в себе нечто, ставящее его в совершенно особенные отношения с человеческой душевной организацией". Понять это "нечто" невероятно трудно, с чем нельзя не согласиться [11].

Л.Н. Миронова (1984), анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой - дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой [1].

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

1. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

2. Желтый - тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.

Страницы: 1 2 3


Общая характеристика мобильной зависимости
Мобильная зависимость – впервые эта проблема было поднята несколько лет назад, но сейчас, когда мобильник есть у 7-и из 10-и жителей развитых стран, это приобрело масштаб настоящей эпидемии. В плане мобильной связи различить зависимость и привычку не всегда просто, но все же можно, и даже нужно, если не необходимо… Мобильная зависимост ...

Исследование особенностей представлений образа семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой брака
В результате корреляционного анализа было определено влияние формы брака на представления мужчин и женщин об образе семьи и ценностно-мотивационной сферы. Перейдем к анализу и интерпретации результатов, полученных с помощью методики "Шкала Семейного окружения" С.Ю. Куприянова. Так, относительно первой группы респондентов, был ...

Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. Можно предположить, что рост пользователей интернета будет продолжаться. В связи с этим стала актуа ...

Категории