Валидность и надежность теста ЦТО ЛюшераСтраница 2
В самом деле, то, что казалось таким логичным при чтении лучших образцов литературы, зачастую оказывается бесполезным в ситуации реального обследования, когда, например, при биполярным расстройстве и депрессивный, и маниакальный больной демонстрируют один и тот же "светофорный" выбор - 3, 4 и 2 на первых позициях (что, кроме прочего, составляет идеальную "рабочую группу" и должно свидетельствовать о прекрасной работоспособности), причем первый из респондентов честно признается, что ему "абсолютно все равно" и он выбирает цвета именно "как светофор, лишь бы что-то выбрать".
Следует, разумеется, учитывать клинический диагноз и психический статус пациента. Но в том и проблема, что одной из главных задач патопсихолога остается дифференциальная диагностика, а в этом смысле тест Люшера собственной валидностью, по-видимому, не обладает и может рассматриваться только как вспомогательный инструмент.д.ругими словами, для того, чтобы проводить цветовую диагностику при конкретном психическом заболевании, надо заранее быть уверенным в том, что имеешь дело именно с этой болезнью" [13].
Уже около 50 лет известно, что выбор двух цветов - черного и желтого - является ярко выраженным индикатором суицидальных тенденций, что рассматривается как агрессивность по отношению к себе. Если же эти два цвета выбираются как полярные или если предпочтение отдается черному, а желтый полностью игнорируется, то это является показателем агрессии по отношению к другим. Это очень важный статистический показатель для правонарушителей (исследования в психиатрической клинике при Бергенском университете, Норвегия). На медицинском отделении Йельского университета было доказано (Остин (Austin), 1980), что из всех использованных тестов цветовой тест Люшера был единственным, который предоставил статистически верную корреляцию (т.е. взаимосвязь) физиологических и психологических факторов [21].
Валидность и надежность теста ЦТО Люшера вызывает спорные мнения. Так в патопсихологии тест дает противоречивые результаты и самостоятельно использоваться не может. Например, при биполярном аффективном расстройстве - испытуемый может выбрать цвета - красный, желтый и зеленый, на первых позициях, при маниакальной фазе, но это не будет свидетельствовать о его состоянии в целом [7].
Тест Люшера можно применять и он дает хорошие результаты при отборе кадров, для оценки состоянии личности на данный момент, индивидуализации мер психологической коррекции и психотерапии и многое другое, но все же следует с осторожностью рассматривать результаты и лучше проводить дополнительные методики по исследованию личности, т.к цветовой тест Люшера очень легко обойти. Для этого следует запомнить последовательность из 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, фиолетовый, серый, черный).
Этапы овладение произвольными формами памяти
1. Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию
2. Благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием
3. Этапы овладение произвольными формами памяти ...
Когнитивное развитие младшего школьника
Внимание:
формир.внутр установки на внимание, хорошее распределение внимания (на 3-4 объекта), возрастает устойчивость внимания (20-25 мин), улучш переключение внимания (2-3мин), появляется концентрация.
Восприятие – преодолевается синкретизм, появл.произв воспр в виде наблюдения, восприятие речи, интенс развив зрит и слуховые перцепт ...
Уровень интеллекта.
Интеллект (от латинского intellectus- разумение, постижение) – это относительно устойчивая структура умственных способностей, являющая собой сплав опыта и знаний, наложенных на такие природные качества, как любознательность, изобретательность, сообразительность. Это способность личности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, клас ...
