Практическое исследование и анализ полученных результатов. Цель,
задачи, гипотеза и методики исследованияСтраница 1
Цель и задачи исследования:
цель данного исследования заключается в определении эффективности применения средств кататимно-имагинативной терапии как метода коррекции самоотношения лиц юношеского возраста. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;
2. выявить особенности методов психотерапии, использующие образы и активное воображение;
3. установить специфику работы с образами в кататимно-имагинативной терапии;
4. определить самоотношение с помощью разработанных методик;
5. изучить изменения самоотношения произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу кататимно-имагинативной терапии;
6. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования:
в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.
Объектом исследования:
личностное самоотношение в юношеском возрасте.
Предметом исследования:
изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
1. беседа, проводилась на начальном этапе и в ходе всего исследования;
2. тест-опросник самоотношения В.В. Столина – (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
ü глобальное самоотношение;
ü самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
ü уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".
В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы.
· Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.
· Шкала I – самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
· Шкала II – аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").
Тест на ассертивность
Обведите кружочком выбранные вами ответы в следующих ниже позициях:
1. Меня раздражают ошибки других людей
да нет
2. Я могу напомнить другу о долге
да нет
3. Время от времени я говорю неправду
да нет
4. Я в состоянии позаботится о себе сам
да нет
5. Мне случалось ездить "зайцем"
да нет
6. Соперничество лучше сотрудн ...
Особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха
У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л.Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят от предметно-процессуальных игр, главным ...
Особенности социометрического статуса в младшем школьном возрасте. Понятие социометрического статуса
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии – известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определ ...
