Введение
Страница 1

В психологической литературе закрепился термин, очень точно характеризующий труд педагога - "эмоциональное выгорание" (Л.А.Китаев-Смык, К.Маслач, Т.В.Форманюк). Он свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиональной деятельности учителя и в полной мере проявляется во взаимоотношениях между учениками и учителями, между взрослыми и детьми в процессе передачи и развития интеллектуального и социального опыта, который происходит в современной школе.

Сегодня немало примеров тому, что при значительной интеллектуализации школы ребенку любого возраста хочется, чтобы у него был хороший добрый учитель. Не тот, который "за так" ставит высокие оценки, а тот, который всегда находится в уравновешенном, благоприятном состоянии, готов выслушать ученика, не отмахиваясь раздраженно от его неудержимой фантазии, способный обсудить нередко серьезные, но не совпадающие со старшими взгляды на жизнь.

Ребенок в школе проводит большую часть своего дня. День проходит при непосредственном общении с педагогом. Наверное, нельзя не согласится с тем, что состояние учителя не может не сказываться на состоянии учащихся. Учебная успешность ученика во многом зависит как от профессионализма педагога, так от его личностных качеств (С.П.Безносов, А.К.Маркова) и психического состояния (А.О.Прохоров).

Многие авторы, исследующие деятельность педагога акцентируют внимание на эмоциональном выгорании (В.Е.Орел, Т.И.Ронгинская, Т.В.Форманюк). Эмоциональное выгорание сказывается на состоянии педагога и, тем самым, препятствует созданию оптимального эмоционального фона занятий, оно способствует развитию деструктивных личностных качеств, препятствует развитию эмпатии.

В психологии общепринято положение о влияние социальных предпосылок и условий жизнедеятельности на развитие личности. Однако, в большинстве работ, указывающих на особенности этого влияния, в качестве объекта исследования выступают личностные особенности жителей города. При этом, практически выпали из поля зрения представители сельского социума. Пожалуй, исключением являются исследования Т.В.Копань (1995), раскрывающие своеобразие структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников в зависимости от мотивации достижения успеха, С.М.Ветвитской (2001), сравнивавшей этнические структуры интегральности у школьников города и села и А.Ф.Шакировой, изучавшей формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи (2003), Г.И.Волкова, рассматривавший особенности тревожности у младших подростков – учащихся сельских школ (2003). Полученные этими авторами результаты свидетельствуют о своеобразии развития личности школьников в условиях проживания в селе и обучения в сельской школе.

Если исследования психологических особенностей сельских школьников, хотя и в не большом количестве, но имеются, то учителя практически не попадают в сферу этих исследований. Так, в изученной нами литературе не было найдено источников, авторы которых интересовались бы эмоциональным выгоранием педагога сельской местности.

Деятельность сельского педагога отличается условиями труда (изношенностью оборудования или ее полным отсутствием, малым финансированием школ, долгим отсутствием ремонта как капитального, так и косметического). В сельской местности учитель является более референтным лицом, контакт с учениками и их родителями более тесный и долгий. После окончания уроков общение с педагогом не прерывается. Ученики и их родители часто приходят за советом, за поддержкой или просто навещают своего учителя. Кроме того, личная жизнь учителя сельской школы всегда на виду, и за пределами школы он общается с тем же кругом лиц.

Таким образом, можно сказать, что характер труда сельского педагога более насыщен общением с учащимися. Однако этот аспект деятельности школьного учителя изучен недостаточно, в частности, нет данных об особенностях эмоционального выгорания у сельских учителей, в связи с чем тема предпринятого исследования является актуальной.

Эмоциональному выгоранию может противостоять эмоциональная устойчивость, которая определяется умением управлять своими эмоциями, включающимся в структуру эмоционального интеллекта. В связи с этим, определенное внимание в работе уделено взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта.

Недостаточность представлений об особенностях эмоционального выгорания учителей, в его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом, связанных с условиями проживания в сельской местности продиктовало исследование этих особенностей в качестве проблемыданной работы.

Соответственно объектом

исследования являются особенности эмоционального выгорания педагогов, а предметом -специфика взаимосвязи

эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у сельских и городских учителей.

Страницы: 1 2


Сетка Томаса – Килмена. Стратегия поведения в конфликтной ситуации
Когда человек находится в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом стиль других людей, а также природу самого конфликта. Существует пять основных стилей разрешения конфликта, в основе которых лежит система, называемая методом Томаса-Килмен (метод ра ...

Динамика развития стрессового состояния
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье.[[4]] За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения деятельности и, соответственно, изменений типов поведенческой активности. В общих чертах картина выгляд ...

Истоки становления концепции психологии отношений В.Н. Мясищева
Вопрос о свойствах ставился в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Свойства обнаруживаются в процессах, в отношениях и в состояниях человека. Поэтому в вопросе о свойстве личности пересекаются разные планы психологических категорий. Так, свойство устойчивости - неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к ...

Категории