Темперамент и личность
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность – это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид – это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакции, спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает продумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойствием эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испьираний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очредь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации вниманя.
Заключение и выводы
Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями. Однако, в изученной литературе не обнаружено исследований, касающихся особенностей развития синдрома эмоционального выгоран ...
Выявление управленческого потенциала на основе изучения я-концепции
руководителя
Практический аспект нашего исследования заключается в том, чтобы на основе изучения Я- концепции руководителя выявить его управленческий потенциал. На базе проведенного исследования можно разработать методику выявления управленческого потенциала.
Определим критерии управленческого потенциала. Разработаем ряд качеств руководителей и дад ...
Взгляды З.Фрейда на возникновение
религии в работе “Тотем и табу”
По З.Фрейду, религия - невроз навязчивости человечества. Как он приходит к такому убеждению? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к работам Фрейда и проследим эволюцию его логики.
В работе “Тотем и табу” З.Фрейд определяет линию развития человеческого миросозерцания: “Соглашаясь с упомянутой выше историей человеческих миросозерцаний ...