Переговорный процесс как метод разрешения конфликтов » Природа и сущность конфликта. Понятие и основные виды конфликта

Природа и сущность конфликта. Понятие и основные виды конфликта
Страница 1

Понятие "конфликт" является одновременно научным и обыденным. В обыденной речи оно используется в различных контекстах и даже метафорически. Можно привести пример о конфликте цветов, взглядов и пр. в науке понятие конфликта так же применяется очень широко, получая в различных сферах разнообразные толкования и трактовки[30, с.6].

Под понятием конфликт (от лат conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающихся негативными эмоциями [30, с.6].

В русском языке понятие "конфликт" появилось только в конце XIX веке. В "Толковом словаре русского языка" В. Даля его еще нет, а "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова приводи это слово, поясняя множеством примеров. Это свидетельствует о том, как за сравнительно короткое в историческом масштабе время сильно расширилась сфера его применения, и одновременно изменилось и понимание самого явления.

Западные ученые неоднократно предпринимали попытки упорядочить разнообразие толкования конфликта, но к единственному определению прийти им так и не удалось. Это действительно непросто, ведь наука постоянно развивается, движется. Здесь можно сослаться на попытки наших отечественных авторов, которые так же тщетно ищут единое определение конфликта, устраивающее всех или большинство специалистов.

Как отмечает Ф.Е. Василюк, если задаться целью найти определение, которое не противоречило бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, то оно звучало бы бессодержательно: "конфликт – это столкновение чего-то с чем-то" [3, с.14].

Среди имеющихся определений конфликта можно выделить два основных подхода. Обобщенный (широкий) или конфликтологический подход, рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и так далее. Тогда о конфликте можно говорить как о явлении не только живой, но и не живой природы. Иными словами, происходит отождествление понятия "конфликт" со столкновением, а "конфликт" и "противоречия" становятся сопоставимыми по объему понятиями.

Другой подход, где конфликт рассматривается как столкновение мнений, позиций, взглядов и т.д., предполагает обязательно наличие субъекта конфликта, то есть человека, обладающего сознанием, умеющего оценивать себя и свое окружение, умеющего эмоционально откликаться на поступающую информацию, имеющего свое личное мнение. Иными словами, этот подход психологический, акцентирующий человеческую сущность взаимодействующих сторон. В этом смысле конфликт – феномен психологический [7, с.15].

Одним из известных отечественных исследователей – Б.И. Хасаном дана следующая трактовка конфликта. "Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизмененном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации " [37, с. 33]. В его определении конфликт рассматривается, прежде всего, как взаимодействие, в котором действия сторон взаимоизменяют друг друга.

Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

Страницы: 1 2


Коммуникабельность-способность к общению: совместимость
Тест на общительность. Отметьте соответствующую позицию в бланке. Соответствия вариантов ответа: никогда - 1; редко - 2; иногда - 3; часто - 4; всегда - 5. Тестовый материал на коммуникабельность в приложении 1 на странице 154. Статистическая обработка в приложении 2 на странице 171. Данный тест имеет 4 секции: 1. Конфликтность 1 ...

Задача 5
Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие – особенностям памяти компьютера. А) Весь объем материала никогда не запоминается целиком (человек); Б) информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли ка ...

Обучение как процесс управления. Методы обучения и их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратитьс ...

Категории