Психология » Особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения » Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения. Методика исследования

Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения. Методика исследования

Нами было проведено исследование детей 4-х летнего возраста МДОУ д/с № 121 (10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек).

Цель исследования: изучить особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения

Задачи исследования:

1. Выявить страхи детей среднего дошкольного возраста

2. Выявить уровень развития воображения у детей среднего дошкольного возраста

3. Выявить зависимость особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста от уровня развития воображения

Методика исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.

Каждому ребенку предлагается два дома — красный и черный. В эти дома предлагается рассе­лить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Инструкция: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. чужих людей;

7. потеряться;

8. мамы или папы;

9. наказания;

10. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

11. опоздать в сад (школу);

12. перед тем как заснуть;

13. страшных снов (каких именно);

14. темноты;

15. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

16. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

17. бури, урагана, землятресения, наводнения (страхи стихии);

18. когда очень высоко (страх высоты);

19. когда очень глубоко (страх глубины);

20. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);

21. воды;

22. огня;

23. пожара;

24. войны;

25. больших улиц, площадей;

26. врачей (кроме зубных);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).»

Анализ полученных результатов: экспериментатор подсчи­тывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Методика О.М. Дьяченко

Цель: изучить особенности воображения ребенка дошкольного возраста

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).


Основные сведения
Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И.М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, ...

Общение со сверстниками в ранней юности. Особенности юношеской дружбы и любви
Подростки и юноши значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств. Число друзей своего пола у юношей от седьмого к десятому классу несколько уменьшается (у дев ...

Значение НЛП в работе
Успех приходит изнутри. Наш успех зависит от нашей способности добиваться совершенства во всем, что мы делаем. НЛП позволяет кодировать мастерство и улучшать его так, чтобы вы могли точно определить, что является действительно эффективным для вас, в вашем окружении и с вашими навыками. НЛП может помочь: Учиться более успешно - справл ...

Категории