Психология » Особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения » Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения. Методика исследования

Изучение особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения. Методика исследования

Нами было проведено исследование детей 4-х летнего возраста МДОУ д/с № 121 (10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек).

Цель исследования: изучить особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от уровня развития воображения

Задачи исследования:

1. Выявить страхи детей среднего дошкольного возраста

2. Выявить уровень развития воображения у детей среднего дошкольного возраста

3. Выявить зависимость особенности страхов у детей среднего дошкольного возраста от уровня развития воображения

Методика исследования: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой.

Каждому ребенку предлагается два дома — красный и черный. В эти дома предлагается рассе­лить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Инструкция: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. чужих людей;

7. потеряться;

8. мамы или папы;

9. наказания;

10. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

11. опоздать в сад (школу);

12. перед тем как заснуть;

13. страшных снов (каких именно);

14. темноты;

15. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

16. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

17. бури, урагана, землятресения, наводнения (страхи стихии);

18. когда очень высоко (страх высоты);

19. когда очень глубоко (страх глубины);

20. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);

21. воды;

22. огня;

23. пожара;

24. войны;

25. больших улиц, площадей;

26. врачей (кроме зубных);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).»

Анализ полученных результатов: экспериментатор подсчи­тывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Методика О.М. Дьяченко

Цель: изучить особенности воображения ребенка дошкольного возраста

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).


Общая характеристика психического развития в период новорожденности
К моменту рождения ребенка его нервная система в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга. С первых дней жизни у ребенка имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако их недостаточно чтобы обеспеч ...

Обучение запоминанию в дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др ...

Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников
Преступность несовершеннолетних – своеобразный индикатор социальной ситуации в стране. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах. В этой связи изучение психологических особенностей несовершеннолетних преступников является актуальной научной задачей. Предметом нашего исслед ...

Категории