Психология » Депривация, как фактор девиантности поведения детей и подростков » Особенности развития детей в условиях депривации

Особенности развития детей в условиях депривации

На наш взгляд, логично разделить депривацию в зависимости от области развития, которая может быть подвержена депривационному воздействию, таким образом, мы можем выделить депривацию физическую, когнитивную и психосоциальную.

Физическая - это психическое состояние, возникшее в результате лишения или ограничения двигательной или стимульной активности индивида. Разновидностями физической депривации, можно считать: сенсорную и двигательную депривации.

Сенсорная депривация возникает в результате резкого ограничения количества сенсорных стимулов, их изменчивости и модальности. Как следствие – уменьшение информации или впечатлений поступающих от анализаторов в мозг. У ребенка появляется деструкция поведения: ухудшается его способность к установлению межличностных связей. Развиваться заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью; отмечаются также нарушения памяти, ритма сна и бодрствования; могут нарушаться цветовое восприятие и восприятие глубины, происходить потеря временной ориентировки, развиваться иллюзии и галлюцинации. Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления.

Двигательная депривация возникает вследствие резкого ограничения движений, например, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При двигательной депривации у детей наблюдается повышенный уровень тревожности, они становятся плаксивыми и обидчивыми, у них наблюдается психический регресс, возникает состояние депрессии. На первом месяце жизни младенцы проявляют беспокойство при ограничении движений. В условиях хронической гиподинамии развивается эмоциональная вялость, и компенсаторная двигательная активность – раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев. Эти движения быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.

Когнитивная, депривация вызывается слишком изменчивой, хаотичной структурой внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможность понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Таким образом, появление когнитивного типа депривации может быть связано с избыточным, неструктурированным стимулированием ребенка, когда он не успевает или не может сформировать определенные мыслительные схемы, например, в случае «накачивания» ребенка информацией, не свойственной его возрасту, обширной по объему. Также, когнитивная депривация имеет место в условиях, когда к ребенку предъявляют неадекватно завышенные или заниженные требования к знаниям при отсутствии удовлетворительных условий для учения.

Психосоциальная депривация включает в себя: эмоциональную и социальную депривации.

Эмоциональная депривация, связана с недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения ребенка к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

Наиболее яркое выражение последствий эмоциональной депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Так, сравнения детей из семьи и из воспитательных учреждений подтверждают худшее развитие у последних интеллекта, чувств и характера. Принципиальное значение здесь имеет отсутствие постоянного личностного отношения к ребенку. Степень отставания в развитии среднего ребенка из интернатных учреждений различна, она видоизменяется в зависимости от возраста детей, условий жизни в отдельных учреждениях и т.д. Например, дети, воспитывающиеся в данных учреждениях практически со своего рождения, отстают значительно больше, чем те дети, которые поступают в учреждение только в школьном возрасте.

Социальная депривация, обусловлена недостаточной возможностью наблюдения за дифференцированными моделями социальных ролей, для усвоения автономной социальной роли, разрывом широких социальных связей.

Социальная депривация проявляется в социальной и нравственной дезориентации индивида, его «психическом отчуждении», аддикциях, невозможности осваивать социально-одобряемые роли и высокие культурные ценности. У таких детей не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности, угол зрения смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Установлено, что тот, кто перенес в детстве социальную депривацию, обычно продолжает испытывать недоверие к людям, к миру. Такие люди бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема влияния депривации на развитие детей, несмотря на накопленный опыт, по-прежнему остается актуальной, так как не все виды депривации изучены в достаточной мере, малоизученными остаются ее последствия, а самое главное - профилактика и коррекция. Потребность в таких знаниях особенно велика у воспитателей, учителей, врачей и других специалистов, работающих с детьми, выросшими в условиях депривации.


Генетические модели трансмиссии СДВГ
Приведенные результаты исследований позволяют констатировать следующее: А) гипотеза о влиянии генетических факторов на формирование СДВГ имеет полное право на существование; Б) гипотеза о сцеплении с Х-хромосомой оказывается маловероятной, поскольку частота передачи заболевания от отца к сыну не соответствует ожиданиям, вытекающим из ...

Серый
Самое точное определение серого цвета — нейтральность. Редко случается, что кто-то или любит, или ненавидит этот цвет. Серый цвет не кричит о себе, что он лоялен и заслуживает доверия, как цвет морской волны, или что он динамичен, как красный. Серый цвет бесстрастен, формален и полон достоинства. В сером не хватает тепла, что делает ег ...

Задача 9
В начале XX века популярной была теория эмоций Джемса и Ланге. Эти психологи считали, что эмоции возникают в результате восприятия человеком изменений, происходящих в собственных мышцах и внутренних органах. Согласно этой теории, не потому человек смеется, что ему смешно, а ему смешно оттого, что он смеется. Не потому у человека льются ...

Категории