Проблемное поле современной молодежи

Государственная политика сегодня большое внимание уделяет проблемам молодежи, сосредотачиваясь главным образом на ценностях успеха, социальной адаптации и самопрезентации. Социальные и психологические службы охватывают все новые группы населения. Однако единый комплекс методов и технологий для работы с молодежью до настоящего времени не сформирован. Продолжающееся на протяжение десятилетий нравственный кризис общественного сознания привел к тому, что современная молодежь не имеет духовной точки опоры для адаптации к жизненным трудностям. Молодой человек, входящий во взрослую жизнь, ведет себя как герой телеэкрана, потому что не имеет иных наставников и учителей, которым мог бы доверять. Вследствие неразрешенных кризисов, совершенных ошибок он ломает не только свою жизнь, но жизнь окружающих, близких людей, детей.

Жизненную позицию индивида определяет этический слой личности, который включает в себя мотивы, ценности, установки человека. Для психологической, педагогической и социальной работы с данной сферой личности необходимы подготовленные профессионалы и специально разработанные методологии. Государственная молодежная политика также как и психологические службы, ориентированные на молодых людей, охватывают проблемы лишь по отдельности, фрагментарно. Срочность принятия необходимых мер в этом вопросе, а также отсутствие разработок в этом направлении обуславливает актуальность данной темы.

Для выявления актуальных проблем современной молодежи было проведено исследование среди студентов – будущих специалистов гуманитарных и технических специальностей, факультета социальных технологий (ФСТ) и факультета информатики и вычислительной техники (ФИВТ) в МарГТУ. Авторская методика включала открытый вопрос: "Какие проблемы наиболее остро волнуют современную молодежь?". С целью раскрытия более глубоких слоев сознания и отсеивания поверхностных проблем данный вопрос задавался два раза с интервалом 5-7 минут. Всего было опрошено 43 человека в возрасте 19-21 года.

В количественном выражении спектр проблем включал 85 ответов. К ним были отнесены не только материальные темы, но и психологические, а также экологические и духовные. Кроме того, прослеживалось ситуационное состояние студентов, так как опрос проводился перед сессией

Студенты-программисты, также как и социальные работники на первом этапе выделили больше психологических проблем, чем материальных. (Табл.1) Психологические проблемы оказались разнообразней материальных проблем. Зоны, требующие своего разрешения, студентами-программистами при первичном ответе были представлены: безработицей, отсутствием жилья, маленькой стипендией или зарплатой, а также вредными привычками, девиациями, нравственной и культурной деградацией населения. Студенты ФСТ назвали такие проблемы как: девиация, межличностные взаимоотношения, а также трудоустройство и недостаток денег.

При вторичном опросе спектр проблем изменился. Студенты обоих факультетов выделили в 4 раза меньше проблем материального характера и определили социальной тематике ведущее место. Можно отметить, что для студентов-программистов оказались важными неразрешенные темы культуры, проблемы безнравственности, отсутствия веры и воспитания, а также межличностных взаимоотношений, здоровья и здорового образа жизни, экологии, денег. Студенты социальной работы выделили проблемы здорового образа жизни и вредных привычек, а также самореализации и личностного роста, проблемы молодой семьи, суицида среди молодежи.

Таким образом, видно, что независимо от количества опрошенных и специальности студентов, число названных ответов материальной направленности сокращается почти в два раза на втором этапе, а число ответов психологической тематики увеличивается на десять единиц. Можно сделать вывод, что для выявления переживаемых личностных проблем молодежи необходимо многоэтапное проведение проективного исследования сознания молодых людей.

Социальная работа с молодежью должна строиться по принципу ориентации на активность самого человека, испытывающего кризис становления и личностного роста. Изучение и развитие активной жизненной стратегии возможно только при одновременном анализе и коррекции мотивационно-ценностной сферы личности. Необходимым условием развития личности является совокупность таких качеств как: мотивация достижения успеха, неудовлетворенность достигнутыми результатами, высокий уровень притязаний, а также сформированный этический слой сознания. Для работы со студентами в этом направлении могут использоваться практически любые технологии и методики, но все они должны строиться на доверии и иметь духовно-нравственную основу.


Темпоральность и психическая травма
Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта, который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения дан ...

Особенности семейного воспитания детей, заболевающих неврозами
Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие родителей, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения, но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми. Преобладающим типом воспитания при неврозах будут гиперопека и ограничивающий контроль. Обоим родителям свойственны завышенные, не соответствую ...

Материалы для развития чувст
Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. ...

Категории