Проблемное поле современной молодежи

Государственная политика сегодня большое внимание уделяет проблемам молодежи, сосредотачиваясь главным образом на ценностях успеха, социальной адаптации и самопрезентации. Социальные и психологические службы охватывают все новые группы населения. Однако единый комплекс методов и технологий для работы с молодежью до настоящего времени не сформирован. Продолжающееся на протяжение десятилетий нравственный кризис общественного сознания привел к тому, что современная молодежь не имеет духовной точки опоры для адаптации к жизненным трудностям. Молодой человек, входящий во взрослую жизнь, ведет себя как герой телеэкрана, потому что не имеет иных наставников и учителей, которым мог бы доверять. Вследствие неразрешенных кризисов, совершенных ошибок он ломает не только свою жизнь, но жизнь окружающих, близких людей, детей.

Жизненную позицию индивида определяет этический слой личности, который включает в себя мотивы, ценности, установки человека. Для психологической, педагогической и социальной работы с данной сферой личности необходимы подготовленные профессионалы и специально разработанные методологии. Государственная молодежная политика также как и психологические службы, ориентированные на молодых людей, охватывают проблемы лишь по отдельности, фрагментарно. Срочность принятия необходимых мер в этом вопросе, а также отсутствие разработок в этом направлении обуславливает актуальность данной темы.

Для выявления актуальных проблем современной молодежи было проведено исследование среди студентов – будущих специалистов гуманитарных и технических специальностей, факультета социальных технологий (ФСТ) и факультета информатики и вычислительной техники (ФИВТ) в МарГТУ. Авторская методика включала открытый вопрос: "Какие проблемы наиболее остро волнуют современную молодежь?". С целью раскрытия более глубоких слоев сознания и отсеивания поверхностных проблем данный вопрос задавался два раза с интервалом 5-7 минут. Всего было опрошено 43 человека в возрасте 19-21 года.

В количественном выражении спектр проблем включал 85 ответов. К ним были отнесены не только материальные темы, но и психологические, а также экологические и духовные. Кроме того, прослеживалось ситуационное состояние студентов, так как опрос проводился перед сессией

Студенты-программисты, также как и социальные работники на первом этапе выделили больше психологических проблем, чем материальных. (Табл.1) Психологические проблемы оказались разнообразней материальных проблем. Зоны, требующие своего разрешения, студентами-программистами при первичном ответе были представлены: безработицей, отсутствием жилья, маленькой стипендией или зарплатой, а также вредными привычками, девиациями, нравственной и культурной деградацией населения. Студенты ФСТ назвали такие проблемы как: девиация, межличностные взаимоотношения, а также трудоустройство и недостаток денег.

При вторичном опросе спектр проблем изменился. Студенты обоих факультетов выделили в 4 раза меньше проблем материального характера и определили социальной тематике ведущее место. Можно отметить, что для студентов-программистов оказались важными неразрешенные темы культуры, проблемы безнравственности, отсутствия веры и воспитания, а также межличностных взаимоотношений, здоровья и здорового образа жизни, экологии, денег. Студенты социальной работы выделили проблемы здорового образа жизни и вредных привычек, а также самореализации и личностного роста, проблемы молодой семьи, суицида среди молодежи.

Таким образом, видно, что независимо от количества опрошенных и специальности студентов, число названных ответов материальной направленности сокращается почти в два раза на втором этапе, а число ответов психологической тематики увеличивается на десять единиц. Можно сделать вывод, что для выявления переживаемых личностных проблем молодежи необходимо многоэтапное проведение проективного исследования сознания молодых людей.

Социальная работа с молодежью должна строиться по принципу ориентации на активность самого человека, испытывающего кризис становления и личностного роста. Изучение и развитие активной жизненной стратегии возможно только при одновременном анализе и коррекции мотивационно-ценностной сферы личности. Необходимым условием развития личности является совокупность таких качеств как: мотивация достижения успеха, неудовлетворенность достигнутыми результатами, высокий уровень притязаний, а также сформированный этический слой сознания. Для работы со студентами в этом направлении могут использоваться практически любые технологии и методики, но все они должны строиться на доверии и иметь духовно-нравственную основу.


Агрессия как психологическая проблема. Феноменология агрессии и агрессивности: опыт терминологического различения
Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним. Хотя чаще всего, взаимодействуя с д ...

Общие этические принципы и характер делового общения
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ~ между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует сво ...

Результаты методики "Задания с предметами быта"
По предлагаемой методике выяснялось умение выполнять системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Таблица 5 Данные диагностики по заданиям с предметами быта Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - - 4 - 02 - ...

Категории