Способы психологической защитыСтраница 6
Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании собственной системы ценностей и оценки своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих. Применительно к воспитанию это может проявляться в повышенно критическом отношении к воспитателю или преподавателю, при этом защитные отношения могут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета. Полезно иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она создает почву для самооправдания.
Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, то есть человек не может встать на путь самоусовершенствования. Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.
Одни люди "играючи" решают самые сложные проблемы. Других способно "положить на лопатки" и незначительное осложнение. К какому типу относитесь вы?
Чтобы ответить на этот вопрос, выберите один из трех вариантов (тест № 35).
1. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях?
а) Нет, это мне не помогло бы;
б) да, если есть подходящий собеседник;
в) не всегда, людям хватает своих забот.
2. Сильно ли вы переживаете неприятности?
а) Всегда и очень тяжело;
б) все зависит от обстоятельств;
в) смиряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец.
3. Вы чем-то огорчены. Что вы делаете в таком случае?
а) Позволяю себе удовольствие, о котором долго мечтал;
б) иду к хорошим друзьям;
в) "жалею" сам себя, отсиживаясь дома.
4. Близкий человек обидел вас. Как вы поступите?
а) "Спрячусь в свою раковину";
б) потребую объяснений;
в) расскажу любому, кто готов слушать.
5. В минуту счастья:
а) не думаю о несчастье;
б) не покидает тревога, что счастье быстро уйдет;
в) не забываю о том, что и огорчений в жизни немало.
6. Как вы относитесь к психиатрам?
а) Не хотел бы стать их пациентом;
б) многим людям они могли бы помочь;
в) человек в силах помочь себе сам.
7. Судьба, по вашему мнению:
а) Постоянно испытывает вас;
б) несправедлива к вам;
в) благосклонна к вам.
8. О чем вы думаете после ссоры с любимым человеком, когда гнев проходит?
а) О хорошем, что было у вас в прошлом;
Восприятие движения и времени
Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При ...
Закон конгруэнтности Карла Роджерса
Особое значение в деловом общении имеет закон конгруэнтности,
наиболее обстоятельно разработанный в концепции американского психолога Карла Роджерса — одного из основателей гуманистической психологии. В отличие от Фрейда и Юнга Карл Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принц ...
Этика делового общения
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
Этику делового общения следует учитывать в различных е ...
