Психология » Способы психологической защиты

Способы психологической защиты
Страница 6

Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании собственной системы ценностей и оценки своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих. Применительно к воспитанию это может проявляться в повышенно критическом отношении к воспитателю или преподавателю, при этом защитные отношения могут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета. Полезно иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она создает почву для самооправдания.

Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, то есть человек не может встать на путь самоусовершенствования. Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Одни люди "играючи" решают самые сложные проблемы. Других способно "положить на лопатки" и незначительное осложнение. К какому типу относитесь вы?

Чтобы ответить на этот вопрос, выберите один из трех вариантов (тест № 35).

1. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях?

а) Нет, это мне не помогло бы;

б) да, если есть подходящий собеседник;

в) не всегда, людям хватает своих забот.

2. Сильно ли вы переживаете неприятности?

а) Всегда и очень тяжело;

б) все зависит от обстоятельств;

в) смиряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец.

3. Вы чем-то огорчены. Что вы делаете в таком случае?

а) Позволяю себе удовольствие, о котором долго мечтал;

б) иду к хорошим друзьям;

в) "жалею" сам себя, отсиживаясь дома.

4. Близкий человек обидел вас. Как вы поступите?

а) "Спрячусь в свою раковину";

б) потребую объяснений;

в) расскажу любому, кто готов слушать.

5. В минуту счастья:

а) не думаю о несчастье;

б) не покидает тревога, что счастье быстро уйдет;

в) не забываю о том, что и огорчений в жизни немало.

6. Как вы относитесь к психиатрам?

а) Не хотел бы стать их пациентом;

б) многим людям они могли бы помочь;

в) человек в силах помочь себе сам.

7. Судьба, по вашему мнению:

а) Постоянно испытывает вас;

б) несправедлива к вам;

в) благосклонна к вам.

8. О чем вы думаете после ссоры с любимым человеком, когда гнев проходит?

а) О хорошем, что было у вас в прошлом;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Физиологические основы внимания
Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объяснено только на основе широко действующих физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского. И.П.Павлов указывал, что раздражители, сиг ...

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориен ...

Введение.
Сфера делового общения представляет собой такую область деятельности человека, в которой удовлетворение потребностей одних людей является основной задачей и конечным результатом труда других. Для этого потребители (товаров или услуг) должны вступать в непосредственный контакт с работниками сферы обслуживания, что неизбежно приводит к об ...

Категории