Психология » Способы психологической защиты

Способы психологической защиты
Страница 6

Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании собственной системы ценностей и оценки своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих. Применительно к воспитанию это может проявляться в повышенно критическом отношении к воспитателю или преподавателю, при этом защитные отношения могут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета. Полезно иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она создает почву для самооправдания.

Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, то есть человек не может встать на путь самоусовершенствования. Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Одни люди "играючи" решают самые сложные проблемы. Других способно "положить на лопатки" и незначительное осложнение. К какому типу относитесь вы?

Чтобы ответить на этот вопрос, выберите один из трех вариантов (тест № 35).

1. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях?

а) Нет, это мне не помогло бы;

б) да, если есть подходящий собеседник;

в) не всегда, людям хватает своих забот.

2. Сильно ли вы переживаете неприятности?

а) Всегда и очень тяжело;

б) все зависит от обстоятельств;

в) смиряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец.

3. Вы чем-то огорчены. Что вы делаете в таком случае?

а) Позволяю себе удовольствие, о котором долго мечтал;

б) иду к хорошим друзьям;

в) "жалею" сам себя, отсиживаясь дома.

4. Близкий человек обидел вас. Как вы поступите?

а) "Спрячусь в свою раковину";

б) потребую объяснений;

в) расскажу любому, кто готов слушать.

5. В минуту счастья:

а) не думаю о несчастье;

б) не покидает тревога, что счастье быстро уйдет;

в) не забываю о том, что и огорчений в жизни немало.

6. Как вы относитесь к психиатрам?

а) Не хотел бы стать их пациентом;

б) многим людям они могли бы помочь;

в) человек в силах помочь себе сам.

7. Судьба, по вашему мнению:

а) Постоянно испытывает вас;

б) несправедлива к вам;

в) благосклонна к вам.

8. О чем вы думаете после ссоры с любимым человеком, когда гнев проходит?

а) О хорошем, что было у вас в прошлом;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тест ЦТО Люшера
Данный тест относится к проективным методикам, к группе тестов импрессивных. Методика основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: синий - "Эмоциональная глубина", является ко ...

Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия м ...

Воздействие на психофизиологическом уровне
Основным является сочетанное психофизиологическое воздействие, как правило, на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа обратной связи. Терапевтическое действие реализуется через рефлекторные, физиологические, поведенческие механизмы, описанные И.П. Павловым, Ч.С. Шеррингтоном, Б.Ф. Скиннером. ...

Категории