Психология » Психологическое содержание понятия риск » Объективное существование риска

Объективное существование риска
Страница 1

Объективное существование риска связывают с вероятностной природой многих процессов, многовариантностью материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социальной жизни. Функционирование и развитие сложных систем описывается посредством статистических законов. Отсюда – невозможность однозначного предсказания наступления предполагаемого результата.

Отвлечемся от социальных аспектов риска и от принятия решений. Стандартный подход, принятый в теории вероятностей, предполагал, что на некий объект влияет множество разных факторов, которые мы, в силу ограниченности нашего знания, считаем случайными. Другими словами, эта точка зрения связана с ограничениями наших возможностей анализировать причинно-следственные связи и выводить следствия из известных причин, опираясь на законы природы. В то же время случайность, риск и непредсказуемость, характерные для одного объекта, могут приводить к упорядоченности и стабильности для целого ансамбля. Пример тому – классический рынок или статистика аварий, когда мы не можем предсказать, не разорится ли и не попадет ли в аварию данный субъект, однако доля разорившихся торговцев или попавших в аварию водителей может быть вполне предсказуемой[1].

Существование риска как объективного проявления случайности в экономической жизни можно объяснить с двух позиций.

С одной стороны, любое экономическое явление представляет собой определенное системное образование, относительно отграниченное от других подобных образований. Совокупность внутренних связей, лежащих в основе таких систем, противостоит совокупности внешних связей, посредством которых одни экономические процессы связаны с другими. "Внешние связи являются несущественными, постоянно меняющимися, и, следовательно, неподдающимися человеческому осознанию условиями реализации вовне устойчивых, существенных внутренних связей.

С другой стороны, наличие риска объясняется проявлением случайности как результата пересечения двух или более независимых, причинно обусловленных цепей или линий существования различных экономических образований. Внутренние закономерности экономического явления с необходимостью определяют последовательность его внешней реализации. Такая последовательность образует линию причинно-следственного существования экономического явления. Пересечение внутренне необходимых цепей существования двух и более экономических образований в одной пространственно-временной точке порождает неопределенность относительно характеристик его внешнего проявления[2].

Неопределенность, являясь объективной формой существования окружающего нас реального мира, обусловлена, с одной стороны, объективным существованием случайности как формы проявления необходимости, а с другой - неполнотой каждого акта отражения реальных явлений в человеческом сознании. Причем неполнота отражения принципиально неустранима из-за всеобщей связи всех объектов реального мира и бесконечности их развития, хотя стремление к полному, абсолютно точному отражению действительности характеризует направленность человеческого познания и бытия.

Страницы: 1 2


Общение со сверстниками в ранней юности. Особенности юношеской дружбы и любви
Подростки и юноши значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств. Число друзей своего пола у юношей от седьмого к десятому классу несколько уменьшается (у дев ...

Становление произвольной памяти
1. Раскрытие условий, при которых дети начинают выделять цель - запомнить 2. Первичные формы произвольной памяти 3. Условия развития произвольной памяти ребёнка 4. Применение детьми операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей 5. Формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания ...

Личностные особенности специалистов по продажам
Трудно представить современное общество без торговли. Ежедневно на нас обрушивается поток информации о продаже различных товаров и услуг. Несмотря на то, что современное общество является высокотехнологичным и куплю/продажу можно уже осуществлять, не выходя из дома (благодаря сети Интернет), выход на новые рынки, привлечение новых клиен ...

Категории