Виды тестов. Тесты-опросники

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для получения объективных и субъективных данных об испытуемых. Показатели, полученные в результате использования опросников имеют вероятностно-ориентирующий характер и требуют сопоставления с данными, полученными с помощью других методик.

В зависимости от количества измеряемых качеств опросники делятся:

Одномерные (изучают только одну черту);

Многомерные ( изучают несколько черт одновременно);

В соответствии с принципом, который был положен в основу конструирования опросника выделяют

Факторные (производят изучение с помощью факторного анализа);

Эмпирические (в основу положен критериально-ключевой принцип).

В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:

Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к его личностным особенностям)

Опросники настроений и состояний (предназначены для измерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);

Личностные опросники ( изучают стабильные показатели личности и различные ее особенности)

Личностные опросники имеют свою классификацию:

Опросники черт личности – изучают степень выраженности той или иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности

Типологические – изучают личность как целостное образование не сводимое к набору черт.

Опросники мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы.

Опросники интересов.

Опросники ценностей

Опросники установок

У опросников существуют свои достоинства и недостатки. К достоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения, легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученных данных, обоснованность полученных схем.

К недостаткам опросников в первую очередь относится проблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:

Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемого дать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, которая выступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качества личности.)

Феномен социальной желательности. Заключается в желании испытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами, предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).

Для избежания недостоверности опросники имеют систему защиты. Способы защиты у опросников следующие:

Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие», дублирующие, буферные вопросы)

Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальной желательности)

Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт, социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).


Классификация методов психодиагностики
Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны — с практическими задачами, ради решения которых эти методы ра ...

Приятно ли с вами общаться?
Инструкции. Если человек общителен, то это далеко не значит, что с ним приятно разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора. Просмотрите внимательно, разве мало вокруг таких людей? А Вы приятный собеседник? Этот тест состоит из 11 вопросов, на каждый из который можно ответи ...

Этапы развития клинической психологии в России
В истории развития клинической психологии можно выделить условно пять этапов: 1. Истоки клинической психологии просматриваются в работах психиатров в конце XIX в. (Э.Крепелин, Э.Кречмер, И.Брейер, З.Фрейд, Ж.-М. Шарко, П.Жане и др.). Заметно их стремление с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать её фен ...

Категории