Виды тестов. Тесты-опросники
Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для получения объективных и субъективных данных об испытуемых. Показатели, полученные в результате использования опросников имеют вероятностно-ориентирующий характер и требуют сопоставления с данными, полученными с помощью других методик.
В зависимости от количества измеряемых качеств опросники делятся:
Одномерные (изучают только одну черту);
Многомерные ( изучают несколько черт одновременно);
В соответствии с принципом, который был положен в основу конструирования опросника выделяют
Факторные (производят изучение с помощью факторного анализа);
Эмпирические (в основу положен критериально-ключевой принцип).
В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:
Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к его личностным особенностям)
Опросники настроений и состояний (предназначены для измерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);
Личностные опросники ( изучают стабильные показатели личности и различные ее особенности)
Личностные опросники имеют свою классификацию:
Опросники черт личности – изучают степень выраженности той или иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности
Типологические – изучают личность как целостное образование не сводимое к набору черт.
Опросники мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы.
Опросники интересов.
Опросники ценностей
Опросники установок
У опросников существуют свои достоинства и недостатки. К достоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения, легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученных данных, обоснованность полученных схем.
К недостаткам опросников в первую очередь относится проблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:
Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемого дать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, которая выступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качества личности.)
Феномен социальной желательности. Заключается в желании испытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами, предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).
Для избежания недостоверности опросники имеют систему защиты. Способы защиты у опросников следующие:
Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие», дублирующие, буферные вопросы)
Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальной желательности)
Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт, социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).
Последовательность происхождения форм религиозного
мировосприятия
И в заключении этой главы необходимо систематизировать представления З.Фрейда о последовательности происхождения форм религиозного мировосприятия по - времени, дополнив его схему недостающими звеньями.
В начале всего З.Фрейд ставит тотемизм: “Я полагаю, у нас есть все основания рассматривать тотемизм, с его поклонением животному, замещ ...
Геям о геях. Гомосексуализм в печати
Тематические журналы, направленные на гей и лесби аудиторию, как правило, издаются самими геями и лесбиянками, и именно поэтому их изучение так важно для понимания их психологии.
На западе существует достаточно большое количество различных журналов для геев, причём они также дают различное представление о геях. Так, журналы “Out” и “In ...
Модели поведения в межличностной ситуации.
К Роджерс и Г.Портер различают 5 видов поведения, к которым Ж.Шандезон и А.Лансестр добавляют шестой, названный поведением отказа.
1. Помощь и поддержка - подобным поведением продавец стремится успокоить собеседника, помочь ему в ситуации выбора, рассеять сомнение или сломить последнее противоречие. Подобное поведение создает зависимос ...