Виды тестов. Тесты-опросники

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для получения объективных и субъективных данных об испытуемых. Показатели, полученные в результате использования опросников имеют вероятностно-ориентирующий характер и требуют сопоставления с данными, полученными с помощью других методик. Самая подробная информация дорожное обзорное зеркало у нас на сайте.

В зависимости от количества измеряемых качеств опросники делятся:

Одномерные (изучают только одну черту);

Многомерные ( изучают несколько черт одновременно);

В соответствии с принципом, который был положен в основу конструирования опросника выделяют

Факторные (производят изучение с помощью факторного анализа);

Эмпирические (в основу положен критериально-ключевой принцип).

В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:

Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к его личностным особенностям)

Опросники настроений и состояний (предназначены для измерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);

Личностные опросники ( изучают стабильные показатели личности и различные ее особенности)

Личностные опросники имеют свою классификацию:

Опросники черт личности – изучают степень выраженности той или иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности

Типологические – изучают личность как целостное образование не сводимое к набору черт.

Опросники мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы.

Опросники интересов.

Опросники ценностей

Опросники установок

У опросников существуют свои достоинства и недостатки. К достоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения, легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученных данных, обоснованность полученных схем.

К недостаткам опросников в первую очередь относится проблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:

Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемого дать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, которая выступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качества личности.)

Феномен социальной желательности. Заключается в желании испытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами, предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).

Для избежания недостоверности опросники имеют систему защиты. Способы защиты у опросников следующие:

Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие», дублирующие, буферные вопросы)

Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальной желательности)

Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт, социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).


Общая характеристика восприятия
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отн ...

Изменение поведения
Кроме физических и психологических проблем, которые создает стресс, мужчина должен знать и об изменениях поведения и психики, вызванных эмоциональными перегрузками. Грубость мужчин в общении со своими близкими. Проще говоря, мужчина начинает "срывать зло" на своих домашних. Замкнутость. Мужчины в состоянии стресса становятся ...

Материал для различения вкусовых качеств.
Вкусовые банки. Материал: 8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор. Цель: Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств. Возраст: Около четырёх лет. Как работать с материал ...

Категории