Психология » Понятие, виды и стратегия поведения в конфликте » Сетка Томаса – Килмена. Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Сетка Томаса – Килмена. Стратегия поведения в конфликтной ситуации
Страница 2

Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что человек действует совместно с другим, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Поскольку, используя этот подход, человек отодвигает свои интересы в сторону, то лучше так поступать тогда, когда вклад в данном случае не очень велик, или когда ставка на положительное решение проблемы не очень велика.

Стиль приспособления может напоминать уклонения. Однако, основное отличие в том, что человек действует вместе с другой, принимает участие в ситуации и соглашается делать то, чего хочет другой человек.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: — Человека не особо волнует то, что произошло; — Человек хочет сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; — Человек понимает, что конечный результат намного важнее для другого человека; — Человек считает, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если она уступит своему желанию. Уступая, соглашаясь или «жертвуя» своими интересами в пользу другого человека, можно смягчить конфликтную ситуацию и установить гармонию.

Стиль сотрудничества.

Четвертый является стиль сотрудничества. Используя этот стиль, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом старается сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более долгой работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку человек с начала «выкладывает на стол» потребности и интересы обеих сторон, а затем обсуждает их. Этот стиль особенно эффективен когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает трудно определить источник недовольства.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: — Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью отмежеваться; — Есть время поработать над возникшей проблемой; — Оппоненты хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и поработать над их решением; — Обе стороны имеют одинаковую власть и не замечают разницу в положении, чтобы «на равных» искать решение проблемы.

Стиль компромисса.

В середине сетки находится стиль компромисса. Человек немного уступает своими интересами, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же. Иными словами, человек соглашается на частичное удовлетворение своего желания и частичное выполнению желания другого человека. Компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен: — Обе стороны имеют одинаковую власть и имеют взаимоисключающие интересы; — Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; — Удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, и оно может несколько изменить поставленную в начале цель; — Компромисс позволит сохранить взаимоотношения и получить хоть что-то чем все потерять. Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к любому решению.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенной ситуации.

Страницы: 1 2 


Ненормативное развитие как психолого-педагогическая проблема
Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы, а также общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости. Практический психолог, раб ...

Негативная роль гендерных стереотипов в обществе
В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчи ...

Процесс и концепции обучения
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладе ...

Категории