Психология » Терапия психологических травм » Темпоральность и психическая травма

Темпоральность и психическая травма

Обсуждая вопрос темпоральности и психической травмы, мы основываемся на положении о том, что связь между ними необходимо раскрыть через субъекта, который переживает травматическое событие, являющееся темпоральным событием и обладающее временной длительностью. С учетом высказанного уточнения мы можем выделить два аспекта рассмотрения данного вопроса. Первый связан с объективной темпоральностью психической травмы, а второй касается субъективного переживания темпоральности травмы, точнее, переживания травматического события и его последствий. Что касается объективной темпоральности травмы, то она, в первую очередь, связана с такими вопросами, как хронометрическая длительность между моментом травматического события и возникновением психотравматической реакции у субъекта, а также с общей продолжительностью хода психической травмы. Сюда можно отнести, кроме того, индивидуальные различия временной динамики психической травмы. Второй аспект темпоральности травмы образуется переживанием травматического события, естественно, это переживание необходимо рассмотреть с учетом трех временных образующих: прошлого, настоящего и будущего.

Необходимость учета настоящего, прошлого и будущего, в связи с переживанием времени, подводит нас к необходимости рассмотрения проблемы темпоральности и травмы в терминах связывания и разделения травматического опыта субъекта в рамках трех обозначенных временных образующих. Поэтому переживание травмы не ограничивается, собственно говоря, особенностями переживания, а приводит нас к проблеме анализа следующего основополагающего феномена – насколько в переживании человека травматический опыт связан или же разъединен. Для перевода этой проблемы с языка темпоральности на язык психических механизмов мы можем воспользоваться феноменом диссоциации. Как известно, c времен Жане, Фрейда возникновение психической травмы непосредственно связывали с феноменом диссоциации. Предполагается, что под влиянием травматического события психическая организация человека расщепляется, раздваивается, диссоциируется на сознательную и подсознательную (Жане), сознательную и бессознательную (Фрейд). Взаимоотношение между этими двумя образующими объясняет возникновение психогенной травмы. В современных исследованиях феномен посттравматического стрессового расстройства (ПТСР - основной аналог психической травмы в современной литературе), нередко объясняется перитравматической диссоциацией. Признание связи между так называемой перитравматической диссоциацией и ПТСР привело к установлению господствующего в литературе мнения о том, что острая диссоциативная реакция носит преимущественно патогенный характер. Между тем, диссоциация может выполнять и противоположную функцию – адаптивную, и в этом случае под сомнение ставится чисто негативный патогенный защитный характер диссоциации.

Таким образом, особенностью предлагаемого анализа является то, что связь диссоциации и травмы мы объясняем с точки зрения темпоральности, а также, кроме негативной, признаем и позитивную связь между двумя явлениями.


Продуктивная и репродуктивная деятельность
Продуктивная деятельность деятельность с целью получения продукта обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. П. д. д. формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходим ...

Истоки становления концепции психологии отношений В.Н. Мясищева
Вопрос о свойствах ставился в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Свойства обнаруживаются в процессах, в отношениях и в состояниях человека. Поэтому в вопросе о свойстве личности пересекаются разные планы психологических категорий. Так, свойство устойчивости - неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к ...

Профессиональное и мировоззренческое самоопределение в ранней юности
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Интересы, дост ...

Категории