Психология » Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми » Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников

Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников

Преступность несовершеннолетних – своеобразный индикатор социальной ситуации в стране. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах. В этой связи изучение психологических особенностей несовершеннолетних преступников является актуальной научной задачей.

Предметом нашего исследования являются особенности восприятия жизненных ситуаций несовершеннолетними преступниками.

Теоретическими основаниями исследования являются представления о жизненном пути человека К.А. Абульхановой-Славской, Е.Ю. Коржовой; представления о личности несовершеннолетнего преступника и факторах делинквентного поведения Г.М. Миньковского, А. В. Баженова, А.А. Ратинова, Л.И. Аувяэрта.

Цель – изучение особенностей восприятия жизненных ситуаций, а также их взаимосвязей с ценностными ориентациями в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников.

1. В группе несовершеннолетних преступников на уровне тенденции преобладает объектная жизненная ориентация, т.е. детерминация их жизни осуществляется преимущественно внешними ситуациями, тогда как в контрольной группе наблюдается большая выраженность субъектной ориентации.

2. Для несовершеннолетних преступников менее характерно стремление планировать свою жизнь, менее выражено стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию, чем для их законопослушных сверстников (U = 459.5; p = 0.002). Об этом свидетельствуют и представление о своем жизненном пути как малособытийном. Воспитанники колонии воспринимают свою жизнь как насыщенную внешними событиями, сопровождающуюся ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с акцентированием внимания на роли внешних обстоятельств. Юноши контрольной группы характеризуются большей творческой направленностью (U = 516.5; p = 0.002); в своей жизни они стремятся реализовать принцип жизнетворчества, самоактуализации, обретения смысла жизни, чего не обнаружено у воспитанников колонии.

3. Для воспитанников колонии них важны большинство предложенных ценностей за исключением «высоких запросов», «жизнерадостности», «исполнительности», «непримиримости к своим и чужим недостаткам», «эффективности в делах» и «чуткости». Но особенно значимы такие ценности как «свобода» (U = 0.0; p = 0.02) и «наличие хороших друзей» (U = 2.5; p = 0.002). Это можно объяснить особенностями пребывания в данном учреждении.

4. В группе несовершеннолетних преступников преобладает жизненная стратегия «пользователь» с ориентацией на прагматичные цели, тогда как в контрольной группе преобладает неопределенная стратегия.


Как практически применять сознательное самовнушение?
Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, перед тем как уснуть, следует закрыть глаза и, не стараясь сосредоточивать внимание на том, что говоришь, произнести двадцать раз, — отсчитывая на бечевке с двадцатью узелками, — и при этом достаточно громко, чтобы слышать собственные слова, — следующую фразу: «Мне с каждым днем становится во вс ...

Игра в структуре человеческой деятельности
Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает. 2. Деятельность ч ...

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Уровни психики: низшая (обладают чел и животные), высшая (свойственна только человеку). Особенности высшей психики: произвольность, осознанность, системность (иерархич.система, главные и второстеп.функции), опосредованность (осущ.с помощью особых псих.средств). В основе присвоения лежит процесс интериоризации – переход вн.действия во ...

Категории