Психология » Особенности восприятия жизненных ситуаций девиантными детьми » Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников

Особенности восприятия жизненных ситуаций в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников

Преступность несовершеннолетних – своеобразный индикатор социальной ситуации в стране. Рост преступности несовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальных процессах. В этой связи изучение психологических особенностей несовершеннолетних преступников является актуальной научной задачей.

Предметом нашего исследования являются особенности восприятия жизненных ситуаций несовершеннолетними преступниками.

Теоретическими основаниями исследования являются представления о жизненном пути человека К.А. Абульхановой-Славской, Е.Ю. Коржовой; представления о личности несовершеннолетнего преступника и факторах делинквентного поведения Г.М. Миньковского, А. В. Баженова, А.А. Ратинова, Л.И. Аувяэрта.

Цель – изучение особенностей восприятия жизненных ситуаций, а также их взаимосвязей с ценностными ориентациями в контексте жизненного пути несовершеннолетних преступников.

1. В группе несовершеннолетних преступников на уровне тенденции преобладает объектная жизненная ориентация, т.е. детерминация их жизни осуществляется преимущественно внешними ситуациями, тогда как в контрольной группе наблюдается большая выраженность субъектной ориентации.

2. Для несовершеннолетних преступников менее характерно стремление планировать свою жизнь, менее выражено стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию, чем для их законопослушных сверстников (U = 459.5; p = 0.002). Об этом свидетельствуют и представление о своем жизненном пути как малособытийном. Воспитанники колонии воспринимают свою жизнь как насыщенную внешними событиями, сопровождающуюся ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с акцентированием внимания на роли внешних обстоятельств. Юноши контрольной группы характеризуются большей творческой направленностью (U = 516.5; p = 0.002); в своей жизни они стремятся реализовать принцип жизнетворчества, самоактуализации, обретения смысла жизни, чего не обнаружено у воспитанников колонии.

3. Для воспитанников колонии них важны большинство предложенных ценностей за исключением «высоких запросов», «жизнерадостности», «исполнительности», «непримиримости к своим и чужим недостаткам», «эффективности в делах» и «чуткости». Но особенно значимы такие ценности как «свобода» (U = 0.0; p = 0.02) и «наличие хороших друзей» (U = 2.5; p = 0.002). Это можно объяснить особенностями пребывания в данном учреждении.

4. В группе несовершеннолетних преступников преобладает жизненная стратегия «пользователь» с ориентацией на прагматичные цели, тогда как в контрольной группе преобладает неопределенная стратегия.


Ревность в супружеских конфликтах
Конфликтные ситуации так или иначе возникают в каждом браке. Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье хрупко. Чтобы уберечь молодых от лишних разногласий, необходимо знать наиболее характерные причины, их порождающие. Сложной проблемой внутрисемейного общения является ревность, котора ...

Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования
Должностные обязанности специалистаСвою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, лицеях, гимназиях, учреж ...

Структурированные методики оценки риска делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей
Постоянный рост детской и подростковой преступности является одной из наиболее важных проблем современного общества, которая актуальна как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим особенно остро встает вопрос о возможной профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений, как первичной, так и вторичной (среди группы риск ...

Категории