Проблема личности в социальной психологииСтраница 2
Проблема личности занимает определенное место в структуре общей психологии, как она представлена в советской психологической науке. В структуре социологического - знания довольно точно обозначен раздел «Социология личности», еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Именно относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально-психологической науки «Социальная психология личности». Как видно предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет вопрос более общего порядка, а именно обсужденный уже вопрос об общих «границах» между социальной психологией и социологией, с одной стороны, и общей психологией, с другой стороны.
В групповых и межгрупповых отношениях конфликт способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений, стимулом развития, фактором стабилизации группы фактором интеграции. К основным путям предупреждения (профилактики) конфликтов следует отнести:
• Правильный подбор и расстановка кадров,
• Четкая организация труда.
• Особенности отношения руководителя к подчиненным
• Четкое знание каждым членом коллектива своих прав и обязанностей,
• Гласность в работе.
• Недопущение распространения некоторых отрицательных психологических явлений (слухи, сплетни, анонимки и т.п.),
Что касается последнего фактора, то речь идет о скрытом или открытом движении необъективной информации. Эти явления возникают, когда есть интерес к чему-то, но не хватает объективной информации. Поэтому необходима оперативная объективная информация о всех происходящих в коллективе событиях.
К основным путям ликвидации конфликтов можно отнести'
• Административный.
• Педагогический.
• Способ "объективизация конфликта’’ .
• Обращение к "третейскому судье".
• Способ организации сотрудничества.
Менеджеру, работающему с людьми, надо помнить, что любые конфликты должны быть преодолены на принципиальной основе. При выслушивании конфликтующих сторон следует быть максимально тактичным, учитывать индивидуальные особенности сторон. На одного лучше подействовать мягким обращением, уговором, другого скорее убедить. Можно использовать требование, предупреждение, но оно также должно быть выражено не в оскорбительной форме. При разрешении конфликта все в коллективе, в том числе и оппоненты, должны понять и осознать, кто прав, т.е. должна быть четко выражена истина, которая, как известно, всегда одна.
Акцентуации
Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его п ...
Примитивные защиты
1.
Примитивная изоляция.
Определение: Механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции остановка в процессе мышления, использование формул и ритуалов, и шире, вся совокупность приемов, позволяющ ...
Типы взаимоотношений в коллективе
Не претендуя на специальное рассмотрение проблемы руководства (см. гл. 8), обратим внимание на интересную классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Mymoнoм \.
Она основана на комбинации двух главных параметров — внимании к человеку, степени учета интересов людей и внимани ...