Проблема личности в социальной психологииСтраница 1
Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проблем, необходимо уточнить тот «разрез», который является специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. При характеристике основных позиций в дискуссии о предмете социальной психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии исследование именно личности, хотя и добавлялось при этом, что личность должна рассматриваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т. д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность—отнюдь не главный объект исследования, поскольку сам «замысел» существования этой особой отрасли психологического знания состоит в том, чтобы изучать «психоло-,тию группы». При такой аргументации предполагалось, хотя это я не всегда было выражено открыто, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В принятом нами определении социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть сделаны.
Проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук, и поэтому, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности;, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании этого, действительно общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и описано, будет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самоопределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.
Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в условиях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,— это задача формирования всесторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин. С другой стороны, выявление специфики социально-психологического подход к личности имеет для развития советской психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагивает вопрос об отношениях общей и социальной психологии, вопрос, который решается принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориентация советской психологической науки совершенно по-иному задаст постановку в ней проблемы личности.
Правила вербального этикета
Куль
тура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. Ими пользовались ранее русск ...
Социально-психологическая
природа имиджа
Специфические характеристики имиджа как продукта именно социального, а не индивидуального восприятия объекта особенно наглядно выявляются при сравнении общепсихологического и социально-психологического подходов к изучению восприятия (перцепции). Г.М.Андреева указывает на следующие основные различия в трактовке восприятия (перцепции) в р ...
Диагностика психических заболеваний
Диагностика психических заболеваний в младенчестве остается трудноосуществимой и малодоступной. Тем не менее, по данным ретроспективного анамнеза, представленным в работах известных отечественных и зарубежных детских психиатров, нарушения психомоторного развития и различные неврологические отклонения, в том числе и двигательные, в ранне ...
