Проблема личности в социальной психологииСтраница 1
Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проблем, необходимо уточнить тот «разрез», который является специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. При характеристике основных позиций в дискуссии о предмете социальной психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии исследование именно личности, хотя и добавлялось при этом, что личность должна рассматриваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т. д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность—отнюдь не главный объект исследования, поскольку сам «замысел» существования этой особой отрасли психологического знания состоит в том, чтобы изучать «психоло-,тию группы». При такой аргументации предполагалось, хотя это я не всегда было выражено открыто, что собственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В принятом нами определении социальной психологии проблема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристика этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть сделаны.
Проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук, и поэтому, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности;, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании этого, действительно общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и описано, будет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самоопределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.
Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в условиях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,— это задача формирования всесторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин. С другой стороны, выявление специфики социально-психологического подход к личности имеет для развития советской психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагивает вопрос об отношениях общей и социальной психологии, вопрос, который решается принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориентация советской психологической науки совершенно по-иному задаст постановку в ней проблемы личности.
Представления о правовой действительности осужденных женщин, отбывающих
наказание в местах лишения свободы
Важность социально-психологического исследований правосознания связана с социальными процессами, происходящими сегодня в нашей стране. Современная Россия пытается создать правовое государство, граждане которого «живут по закону». Правовое государство невозможно построить «сверху», навязав его людям, поскольку оно может полноценно функци ...
Что же такое наше "Я", как оно возникает и какова его роль в деловом
общении?
"Я"
— это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формиро ...
Что такое НЛП?
Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытию своего потенциала.
Нейро - Это уклад нашего мышления, его характер. Наше мировоззрение, наши стереотипы, возникшие из ...