Психология » Личность как субъект профессиональной деятельности » Проблема личности в социальной психологии

Проблема личности в социальной психологии
Страница 1

Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проб­лем, необходимо уточнить тот «разрез», который являет­ся специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предме­та социальной психологии заложена некоторая противо­речивость суждений относительно того, какое место дол­жна занять проблема личности в этой науке. При харак­теристике основных позиций в дискуссии о предмете со­циальной психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии исследование именно личности, хотя и до­бавлялось при этом, что личность должна рассматри­ваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т. д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность—от­нюдь не главный объект исследования, поскольку сам «замысел» существования этой особой отрасли психологического знания состоит в том, чтобы изучать «психоло-,тию группы». При такой аргументации предполагалось, хотя это я не всегда было выражено открыто, что соб­ственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В при­нятом нами определении социальной психологии проб­лема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристи­ка этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть сделаны.

Проблема личности является не только проб­лемой всей совокупности психологических наук, и поэто­му, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности;, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой лично­сти настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского и социо­логического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании это­го, действительно общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и описано, бу­дет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самооп­ределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук.

Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в усло­виях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,— это задача формирования все­сторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность та­ких усилий предполагает комплексный подход к иссле­дованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из во­влеченных дисциплин. С другой стороны, выявление спе­цифики социально-психологического подход к личности имеет для развития советской психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагива­ет вопрос об отношениях общей и социальной психоло­гии, вопрос, который решается принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориентация советской психо­логической науки совершенно по-иному задаст постанов­ку в ней проблемы личности.

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Класс " " Возраст _ (количество полных лет) Пол М/Ж (подчеркнуть нужное) 1. Ваша национальность (по документам)? □ белорус (ка) □ россиянин (ка) □ украинец (ка) □ другая (указать) _ 2. Кем по национальности Вы себя считаете? □ _ 3. Какие признаки, по Вашему мнению, объединяю ...

Гетерогенность этиологии аутизма
Исследуя генетику «А», следует учитывать, что он (аутизм) скорее всего является гетерогенным заболеванием. Я склонна считать, что аутизм имеет множественные этиологии. Аутизм может развиваться а) в результате мозговых травм в раннем возрасте, б) а также после перенесенных в детстве заболеваний (краснуха, ретинобластома, болезнь щитовид ...

Каким должно быть воспитание детей?
Какой бы парадоксальной не показалась на первый взгляд моя мысль, но я утверждаю, что воспитание ребенка должно быть начато до его рождения. В самом деле: если женщина, забеременев, составит себе представление о поле ребенка, который должен появиться на свет, и о тех физических и душевных качествах, которые ей хотелось бы видеть в нем в ...

Категории