Деятельность. Структура деятельностиСтраница 2
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Игра организуется свободно, нерегламентировано. Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают.
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут выступить потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.
В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.
Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий.
Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.
В формировании отношения человека к деятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений.
Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других - может вызвать самоуспокоение.
Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может или выбирать более простые с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбирать все более сложные задачи, или выяснить причины неуспеха при решении задач, овладеть приемами выполнения более простых видов деятельности, а в дальнейшем переходить к более сложным задачам. Неудача в деле, к которому человек относится положительно, обманутые надежды на его успешное выполнение вызывают подавленное состояние. В зависимости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут вызвать либо отказ от дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и настойчивый анализ причин неудачи и новые попытки выполнить задание.
Психическая структура личности и практика делового
общения
Смена и чередование эмоциональных переживаний, аффективных реакций, разнообразных инстинктов, мотиваций и установок позволяет психике личности адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Такие ситуации зачастую возникают в деловом общении.
Личности с активной и динамичной психикой склонны следить за своими действиями и действиями пар ...
Большой палец, поднятый вверх.
В Британии, Австралии Новой Зеландии большой палец руки, поднятый вверх, имеет три значения: во-первых он используется автостопщиками при голосовании на дороге, во-вторых, означает, что все в порядке, а когда палец поднимают резко, то этот жест приобретает оскорбительное сексуальное значение. В некоторых странах, например в Греции, этот ...
Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк ...