Понятие о методе в психологии

Под методом в психологической науке понимают способ познания действительности, т.е. реальности, в которой мы существуем. Методикой называют способ осуществления деятельности специалистом. Методология – наука о методах и их использовании в различных отраслях научных знаний. Эти понятия тесно взаимосвязаны между собой и присутствуют в деятельности психолога.

В силу единства сознания и деятельности, различия в психологической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотнесение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой, которое не всегда адекватно. Общая задача всех методов – объективно выявить это соотношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Поскольку каждый отдельно взятый акт поведения допускает различные психологические истолкования, необходимо, чтобы внутреннее психологическое содержание действия раскрывалось не из взятого изолированного акта, а из системы деятельности.

Явления, изучаемые психологией настолько сложны и многообразны, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от системы совершенства применяемых методов исследования.

Все методы исследования имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. При этом каждый отдельно взятый метод осуществляет это с присущими ему особенностями.

Говоря о классификации методов, нужно отметить, что на сегодняшний день в психологической науке нет едино принятой и однозначной трактовки этому понятию.

Большая заслуга в работе по классификации методов исследования принадлежит Б.Г.Ананьеву. Он предложил многоплановую классификацию с выделением четырех групп методов (организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпритационные методы).

В.И.Дружинин предлагает классифицировать все методы как эмпирические, теоретические, интерпритационные.

Взяв за основу эти классификации удалось выработать следующий вариант дифференциации методов:

Организационные методы (в эту группу входят метод наблюдения и метод эксперимента)

Вспомогательные методы (сюда относят метод экспертных оценок, различные методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов, анализ результатов деятельности)

Дополнительные методы (то есть методы, заимствованные из других наук: электроэнцифолограмма, электроннограмма, кожно-гальваническая реакция – из медицины, моделирование – из математики)

Методы обработки и интерпритации данных.

Каждый из этих методов научного исследования выступает в психологии в различных более или менее специфичных формах.


Темперамент и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях – они проявляется и в умственной сфере, в области побуждений и интересов, Также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко становится источником постоянного раздражения. Например, темперамент ...

Протестантская этика и дух капитализма
Попытка преодоления указанного противоречия нравственного сознания была предпринята в рамках протестантизма в период Реформации в XVI—XVII вв. И на определенное время в известной степени это ему удалось. Протестантизм внес много положительного в этику делового общения и достиг известных успехов в ее утверждении. С точки зрения протестан ...

Дислексия
Дислексия (Д) – специфическая неспособность к чтению (СНЧ). Наличие Д становится явным при обучении чтению и письму. Эти навыки требуют усвоения специального фонематического кода, соединяющего написанные слова и их разговорные аналоги. Сам термин «дислексия» происходит от латинских корней DYS – «трудный» и греческого LEXIS- «речь». Д ...

Категории