Понятие о методе в психологии

Под методом в психологической науке понимают способ познания действительности, т.е. реальности, в которой мы существуем. Методикой называют способ осуществления деятельности специалистом. Методология – наука о методах и их использовании в различных отраслях научных знаний. Эти понятия тесно взаимосвязаны между собой и присутствуют в деятельности психолога.

В силу единства сознания и деятельности, различия в психологической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотнесение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой, которое не всегда адекватно. Общая задача всех методов – объективно выявить это соотношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Поскольку каждый отдельно взятый акт поведения допускает различные психологические истолкования, необходимо, чтобы внутреннее психологическое содержание действия раскрывалось не из взятого изолированного акта, а из системы деятельности.

Явления, изучаемые психологией настолько сложны и многообразны, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от системы совершенства применяемых методов исследования.

Все методы исследования имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. При этом каждый отдельно взятый метод осуществляет это с присущими ему особенностями.

Говоря о классификации методов, нужно отметить, что на сегодняшний день в психологической науке нет едино принятой и однозначной трактовки этому понятию.

Большая заслуга в работе по классификации методов исследования принадлежит Б.Г.Ананьеву. Он предложил многоплановую классификацию с выделением четырех групп методов (организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпритационные методы).

В.И.Дружинин предлагает классифицировать все методы как эмпирические, теоретические, интерпритационные.

Взяв за основу эти классификации удалось выработать следующий вариант дифференциации методов:

Организационные методы (в эту группу входят метод наблюдения и метод эксперимента)

Вспомогательные методы (сюда относят метод экспертных оценок, различные методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов, анализ результатов деятельности)

Дополнительные методы (то есть методы, заимствованные из других наук: электроэнцифолограмма, электроннограмма, кожно-гальваническая реакция – из медицины, моделирование – из математики)

Методы обработки и интерпритации данных.

Каждый из этих методов научного исследования выступает в психологии в различных более или менее специфичных формах.


Результаты методики "Задания с геометрическими формами"
По предлагаемой методике выяснялась возможность организации действий в соответствии с представлениями о форме предметов. Таблица 3 Данные диагностики по заданиям с геометрическими формами Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - 3 - ...

Особенности этнических стереотипов украинской молодежи c крайними националистическими взглядами
В современной Украине в известном смысле сложились "благоприятные" условия для реализации национализма. Предполагается, что большинство населения Украины не обладает крайними националистическими взглядами, однако допускается наличие потенциальной, латентной этнической нетерпимости, которая не выражается, не осознается и не реа ...

Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания педагогов. Специфика педагогической деятельности
Предметом труда учителя является другой человек, его характер, мировоззрение, привычки, особенности психофизиологии и анатомии, специфика внутреннего мира. Этот первичный, исходный материал, над которым трудится учитель, со своей стороны, сам его преобразовывает. Он вынужден жить в специфической логике объекта своего внимания, своего пр ...

Категории