Различные концептуальные подходы к освещению проблемы.

Личностные особенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русские психологи. На данную проблему существует множество точек зрения, рассмотрим лишь некоторые:

Е. Доуан Для среднего подростка совершенно не характерны ни

Дж. Адельсон личностные кризисы, ни крах “я” - концепции, ни тенденции

от ранее приобретенных ценностей и привязанностей – утверждают Е. Доуан и Дж. Андельсон. Критикуя сторонников “кризисного развития”, они упрекают их в том, что “большинство выводов основаны на изучении двух нетипичных подростковых групп: несовершеннолетних правонарушителей и интеллектуально развитых подростков – выходцев из состоятельных семей”.

Л. С. Выготский Обобщая результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, писал: “Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте”

Л. И. Божович Этот вывод нашел своё подтверждение в последующих работах, в частности, в исследованиях Л. И. Божович, Н. И. Крыловой и Н. Н. Толстых, проведённых соответственно в 50-е, 60-е и 80-е годы и посвященных одной проблеме – изучению границ подросткового возраста. Если в 50-е годы переломный момент в представлениях подростков о будущем приходился на 15 лет, а в 60-е годы уже на 16-17 лет, то в 80-е годы – на 13 лет. Такая подвижность возрастных границ объясняется изменением социальной ситуации развития и подтверждает мысль Выготского об исторической и социальной обусловленности развития личности.

Ст. Холл Этот период как переходный от детства к взрослости. Он впервые описал кризисный характер развития ребёнка в этом возрасте, сформулировав его негативные аспекты. Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене весёлости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием и т.д. Главное же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э. Шпронгер Разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал 3 возможных типа развития личности подростка. Для 1-го типа развития характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как 2-е рождение, итогом которого - является становление нового “я”. Развитие ребёнка по 2-му типу предполагает плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. 3-ий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счёт развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины. Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпронгер считал открытие “я” возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности.


Понимание творчества в гуманистической теории Маслоу
В частности, А. Маслоу утверждает, что творчество необходимый признак здоровья, а человек не творящий болен. Можно добавить к этому еще то, что жизнь в творчестве это человеческий уровень жизни, эволюционное новшество, заложенное в человеке. А. Маслоу говорил, что у творческих людей их психологическое "Я" становится больше &q ...

Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга
Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансек-суалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а "психическая энергия как таковая ...

Другие сигналы доступа.
Движения глаз не являются единственными сигналами доступа, хотя, вероятно, их легче всего заметить. Так как тело и мозг неразделимы, то способ мышления всегда проявляется в чем-нибудь, и это можно увидеть, если знать, куда смотреть. В частности, это проявляется в паттернах дыхания, цвете кожи и позе. Человек, думающий визуальными образ ...

Категории