Примитивные защиты
Страница 1

1.

Примитивная изоляция.

Определение: Механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции остановка в процессе мышления, использование формул и ритуалов, и шире, вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей и действий.

З.Фрейд определяет тенденцию и изоляцию как архаический способ защиты от влечения: “ .телесный контакт служит непосредственной целью энергетической нагрузки объекта - как агрессивной, так и любовной. С этой точки зрения, изоляция выступает как “ .устремление самой возможности контакта, как запрет на прикосновение к данному предмету, подобно тому как невротик изолирует впечатление или действие, отделяя его паузой, он символически дает понять, что не допустит относящиеся к нему мысли вступали в ассоциации с другими мыслями [17, с.161]. Эта защита присутствует при истерии, фобии навязчивых состояний. Не трудно ее обнаружить в тотемизме, как изолирование от кровосмесительных, убийственных и канибалистических импульсов. Изоляция мыслей об этом создает условие для возникновения определенных ритуалов замещающих на уровне Эго эти процессы.

2.

Отрицание.

Определение: Процедура, посредством которой субъект выражает одно из своих вытесненных желаний, мыслей, чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственное желание, мысль, чувство.

В последних работах Фрейд понимал отрицание как отказ воспринимать внешние события. Также важна фрейдовская мысль о том, что осознание вытесненного часто выражается в процессе лечения через отрицание. В своей статье “Отрицание” 1925 г., стр. 15 он пишет: “нет более сильного доказательства существования бессознательного, чем возражение пациента: “Я этого не думал” или “Я (никогда) так не думал”. В магическом мышлении мы встречаем отрицание смерти, болезни естественных причин, природных процессов. Отрицание в явном виде присутствует и как защита против тех же первичных убийственных и кровосмесительных импульсов.

3.

Всемогущий контроль.

Определение: Состояние в котором субъект считает, что он может контролировать действия и процессы, свои, чужие и внешних объектов полностью или частично.

Механизм защиты восходящий к периоду “первичного нарциссизма” по З.Фрейду, в течение которого превалируют первичные мыслительные процессы. Это означает, что источник всех событий новорожденный воспринимает в некотором смысле как внутренний.

В магическом мышлении всемогущий контроль становится основой для ритуальных действ, операций, контагиозной и парасимпатической магии. В более позднем варианте в так называемых магических визуализациях и практиках человек представляет себе желаемый результат и верит в то, что желаемое произойдет. Появляется вера в управление силами природы - так называемая сельскохозяйственная магия. Вера в то, что люди выполняют волю колдуна или духа.

4.

Примитивная идеализация (и обесценивание).

Страницы: 1 2 3


Барьеры в системно-динамической модели деятельности
Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего на преодоление различных преград, возникающих на пути удовлетворения его потребностей". Барьер ...

Национальное самосознание как фактор становления личности
Национальность, как характеристика личности, является неуловимым феноменом этничности и представляет собой совокупность особенностей личности, складывающихся в определенных социокультурных условиях, деятельности и общения и обусловливает способы поведения. Говоря о межнациональных отношениях, мы имеем в виду характеристики, присущие дан ...

Обучение как процесс управления. Методы обучения и их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратитьс ...

Категории