Примитивные защиты
Страница 1

1.

Примитивная изоляция.

Определение: Механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции остановка в процессе мышления, использование формул и ритуалов, и шире, вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей и действий.

З.Фрейд определяет тенденцию и изоляцию как архаический способ защиты от влечения: “ .телесный контакт служит непосредственной целью энергетической нагрузки объекта - как агрессивной, так и любовной. С этой точки зрения, изоляция выступает как “ .устремление самой возможности контакта, как запрет на прикосновение к данному предмету, подобно тому как невротик изолирует впечатление или действие, отделяя его паузой, он символически дает понять, что не допустит относящиеся к нему мысли вступали в ассоциации с другими мыслями [17, с.161]. Эта защита присутствует при истерии, фобии навязчивых состояний. Не трудно ее обнаружить в тотемизме, как изолирование от кровосмесительных, убийственных и канибалистических импульсов. Изоляция мыслей об этом создает условие для возникновения определенных ритуалов замещающих на уровне Эго эти процессы.

2.

Отрицание.

Определение: Процедура, посредством которой субъект выражает одно из своих вытесненных желаний, мыслей, чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственное желание, мысль, чувство.

В последних работах Фрейд понимал отрицание как отказ воспринимать внешние события. Также важна фрейдовская мысль о том, что осознание вытесненного часто выражается в процессе лечения через отрицание. В своей статье “Отрицание” 1925 г., стр. 15 он пишет: “нет более сильного доказательства существования бессознательного, чем возражение пациента: “Я этого не думал” или “Я (никогда) так не думал”. В магическом мышлении мы встречаем отрицание смерти, болезни естественных причин, природных процессов. Отрицание в явном виде присутствует и как защита против тех же первичных убийственных и кровосмесительных импульсов.

3.

Всемогущий контроль.

Определение: Состояние в котором субъект считает, что он может контролировать действия и процессы, свои, чужие и внешних объектов полностью или частично.

Механизм защиты восходящий к периоду “первичного нарциссизма” по З.Фрейду, в течение которого превалируют первичные мыслительные процессы. Это означает, что источник всех событий новорожденный воспринимает в некотором смысле как внутренний.

В магическом мышлении всемогущий контроль становится основой для ритуальных действ, операций, контагиозной и парасимпатической магии. В более позднем варианте в так называемых магических визуализациях и практиках человек представляет себе желаемый результат и верит в то, что желаемое произойдет. Появляется вера в управление силами природы - так называемая сельскохозяйственная магия. Вера в то, что люди выполняют волю колдуна или духа.

4.

Примитивная идеализация (и обесценивание).

Страницы: 1 2 3


История возникновения игры. Игра у животных и человека
Д.Б. Эльконин в книге "Психология игры". На заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача в охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных д ...

Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идент ...

Выводы
Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую; развивающую; воспитательную. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут ста ...

Категории