Психология » Терапия психологических травм » Работа со смыслом в терапии психологической травмы

Работа со смыслом в терапии психологической травмы

В настоящее время работа с психологической травмой является одной из наиболее важных задач в современной психологии и психотерапии. Эффективная работа с травмой возможна при комплексном подходе, который требует объединения в себе методов и способов работы, созданных рамках различных психотерапевтических подходов. При рассмотрении этих подходов необходимо уделить внимание направлениям, основанным на принципах экзистенциальной философии и психотерапии, способных повлиять на смысловое измерение жизни человека.

Одним из таких направлений является логотерапия В. Франкла. Логотерапия базируется на трех фундаментальных понятиях: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни, которые определяют возможность преодолеть себя и свои жизненные трудности, освоить активную позицию. В. Франкл неоднократно подчеркивает в своих работах, что нет ни одной ситуации в жизни, которая бы не могла быть осмыслена и продуктивно использована. По Франклу «логотерапия пытается помочь человеку в осознании двух фундаментальных вещей: во-первых, того смысла, который ждет от него реализации; а во-вторых, его волю к смыслу, которая ждет, чтобы пред ней поставили задачу». Потеря смыла жизни, которая сопровождает травму, нередко создает экзистенциальный вакуум, становящийся тормозом в реализации человеком его жизненно важных целей. Это заставляет пострадавших искать способы заполнения этого вакуума, облегчения страдания путём наполнения его смыслом.

Главный тезис учения В. Франкла о смысле жизни – жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С точки зрения Франкла, смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, осознает и открывает для себя. Задача логотерапии заключается в том, что бы помочь пациенту найти скрытый смысл своего существования и мобилизовать свои ресурсы. Работа со смыслом в логотерапии - это работа со смыслом-ценностью.

Другим экзистенциальным направлением, обладающим высокой эффективностью при работе с психологической травмой, является экзистенциально-гуманистический подход, созданный И. Яломом, Р. Мэем и Д. Бьюдженталем. И. Ялом рассматривает смыслы травматических переживаний с точки зрения «экзистенциальных данностей», таких как «смерть», «свобода», «изоляция», «бессмысленность», представляющих собой базовые неизменные условия человеческого бытия. В ситуации травмы эти экзистенциальные данности выступают как реальные объекты переживаний и травматические расстройства являются реакциями на эти смысловые отношения. Работа с травмой, по Ялому, направлена на принятие этих данностей человеческой жизни – принятие факта конечности жизни, обретения свободы и способности делать жизненные выборы, принятия своего одиночества и преодоления изолированности, а так же обретение жизненного смысла.

По мнению Д. Бьюдженталя источником травматической реакции является не сама травматическая ситуация, а тот негативный смысл, который приобретает ситуация для пострадавшего. Открытие и создание новых смыслов происходит как результат внутреннего исследования субъективных переживаний клиента. Работой со смыслом в экзистенциальных подходах является работа с внутренними глубинными субъективными переживаниями.


Структурированные методики оценки риска делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей
Постоянный рост детской и подростковой преступности является одной из наиболее важных проблем современного общества, которая актуальна как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим особенно остро встает вопрос о возможной профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений, как первичной, так и вторичной (среди группы риск ...

Обучение как процесс управления. Методы обучения и их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратитьс ...

Структура понятия самооценки.
Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т.Ю., Горбачевой В.А., Колчановой И.В., Леви В.Ж., Липкиной А.И., Подоляк Л.Г., Полозовой Т.А., Труповой Н.М Среди западных психологов это К. Роджерс, А. Маслоу, М. Вагнер, и др. Мы остановимся на структуре самооценки М.Вагнера. Его структурная р ...

Категории