Психология » Терапия психологических травм » Навязчивые воспоминания травматического события

Навязчивые воспоминания травматического события

Феномен навязчивых воспоминаний чаще всего рассматривают как один из клинических симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно DSM-IV, ПТСР развивается как результат воздействия чрезвычайного травмирующего события/событий. Пациент, страдающий ПТСР, лично пережил или был свидетелем убийств, сцен насилия, гибели близких или других людей, издевательств, угрозы физической целостности. Реакция на травмирующее событие включала интенсивный страх, чувство беспомощности, состояние ужаса.

Травмирующее событие понимается как экстремальное критическое событие, которое обладает мощным негативным воздействием, ситуации угрозы, требующее от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия.

На данный момент недостаточно изучены механизмы формирования симптомов ПСТР; остаются неясными факторы, обуславливающие возникновение такого симптома, как навязчивые воспоминания.

Понимание механизмов ПТСР различается в зависимости от применяемого научного подхода. В рамках концепции о высшей нервной деятельности, созданной И. П. Павловым, причиной ПТСР является застойный очаг возбуждения в коре головного мозга. Согласно З. Фрейду и его психоаналитическому подходу, травма приводит к нарушению процесса символизации и является элементом нарциссического конфликта. В результате интенсивного воздействия внешних факторов, стимульный барьер разрушается, а либидозная энергия смещается на самого субъекта; при этом, фиксация на травме – это попытка её контроля.

М. Ш. Магомед-Эминов относит травматические стрессовые расстройства к негативным последствиям травматического события, выделяя их наряду с позитивными и нейтральными. В качестве этиологического фактора травматических расстройств рассматривается психическая травма; при этом выделяется инцидентальная травма, которая возникает в момент инцидента и вызывает первичные психические реакции, и внеинцидентальная травма, которая представляет собой дополнительные факторы, детерминирующие развитие травматического расстройства.

В рамках когнитивной модели травматические события - это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологические реакции на стресс - это попытки воссоздания прежней картины мира в слегка измененном виде, которые не приводят к успеху. Согласно информационной модели, разработанной M. Horowitz, сильный стресс приводит к поступлению в сознание информации, которая не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации переводится из сознания в бессознательное, сохраняясь при этом в активной форме. Человек стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но травматичная информация становится сознательной как часть процесса информационной обработки.

Психиатры выделяют четыре основных группы симптомов ПТСР: навязчивые состояния, реакции избегания, симптомы повышенной раздражительности и неспецифические симптомы. Навязчивые состояния (навязчивые воспоминания, вспышки воспоминаний, «флэшбэки») - это невольное и непредсказуемое оживление травматического опыта через необычайно яркие воспоминания, длящиеся от нескольких секунд до нескольких часов. У людей, страдающих ПТСР, часто возникают состояния, когда они вновь и вновь очень ярко и глубоко переживают травмировавшее их событие. В сознании у человека, страдающего данным расстройством, внезапно всплывают неприятные сцены, связанные с травматическим событием. Внезапно нахлынувшие яркие воспоминания, окрашенные болезненными эмоциями, могут полностью овладеть вниманием человека.

В некоторых случаях, человек может вести себя так, будто он вновь переживает перенесенную ситуацию, не осознавая при этом полностью своих действий.

Повторное переживание травмы может проявляться в ночных кошмарах, а также в виде внезапных болезненных эмоциональных вспышек, сопровождающих воспоминания или сны о травмирующем событии.

Целью предполагаемого исследования является описание и анализ феномена навязчивых воспоминаний с помощью метода интервью (в т.ч. глубинного интервью), проводимого с людьми, пережившими травматические события.

Исследования данного феномена являются важной частью разработки методов психологической помощи людям, страдающим стрессовым расстройством.


Теоретические основы познавательного развития детей раннего возраста. Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения. Различают возрастные периоды: период новорожденности (первые две-три недели жизни); грудной возраст (до года); преддошк ...

Автономия от мнений окружающих.
Одной из важнейших функций религии является изменение отношения человека к миру и к самому себе. Мы не можем полностью изменить окружающую действительность, но мы можем изменить свое отношение к ней. Как мы уже отмечали, детский и юношеский период развития человека характеризуется большой зависимостью от мнения окружающих. Дети, в силу ...

Россолимо Григорий Иванович
Россолимо, Григорий Иванович (5 декабря 1860 – 29 сентября 1928) – русский невропатолог и дефектолог. Разрабатывал вопросы морфологии нервной системы. Уточнил ход проводников в центральной нервной системе. Описал патологический стопный сгибательный рефлекс, впоследствии названный его именем. Этот рефлекс важный симптом при органических ...

Категории