Проективные тесты

Проективные тесты – методики, основанные на получении информации о человеке с помощью механизма проекции.

Проекция – не вполне осознанное приписывание другим людям, событиям, вещам и явлениям собственных мыслей, чувств и состояний. В методе тестов проекция используется как не вполне осознанное отображение на нечетком стимульном материале внутреннего мира испытуемого. Такое понимание частично совпадает с определением проекции развившегося в психоанализе (защитный механизм, заключающийся в приписывании собственных чувств и побуждений другому объекту).

Проективные тесты предлагают для обследуемого достаточно неопределенные ситуации, оставляющие ему свободу действий. Материал, предоставляемый для работы, может использоваться разнообразными способами. Главное здесь не объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого.

Существуют так называемые принципы построения проективных методик:

Направленность на уникальное в структуре и организации личности.

Личность – относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основании потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

Каждое действие, эмоциональное проявление индивида несет в себе отпечаток его личности (данное утверждение называется проективной гипотезой).

Общим для всех проективных методик называют неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответа как правильного или ошибочного.

Выделяют 7 групп проективных методик:

Конститутивные (предполагают структурирование символов и придание им смысла);

Конструктивные методики (создание из деталей осмысленного целого);

Катартические методики (предполагают осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях);

Интерпретативные методики (они предполагают истолкование испытуемым какого-либо события)

Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему).

Импрессивные методики (предполагает выбор испытуемого одних стимулов другим).

Аддитивные методики – предлагает завершение предложений, рассказа либо истории.

Достоинства проективных методик заключается в том, что они широко применяются при первых контактах с испытуемыми для установления эмоционального контакта, данные методики не допускают симуляции т.к. их назначение замаскировано и непонятно для испытуемого. К тому же, проективные методики удобны при работе с маленькими детьми, лицами с языковыми особенностями, неграмотными.

Наряду с достоинствами у проективных методик существует и ряд недостатков. Особенностью работы с проективными методиками является то, что интерпритация результатов во многом зависит от квалификации и опыта психолога. Существенным недостатком этих методик является недостаточная объективность процедуры исследования. При интерпритации результатов может иметь место феномен «вторичной проекции» (заключается в том, что полученные данные являются тем материалом, на который психолог проектирует свою собственную картину и субъективный профессиональный опыт). Такое перенесение называется интериоризация.


Динамика человеческого поведения
Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности. Как каким образом мы воспринимаем окружающий мир, что происходит на этапе между формированием об ...

Родители.
Ряд современных психологических исследований, проведенных на западе, показал, что процесс формирования личности начинается во время беременности. В частности, Моника Томеннспич (Monika Tomann-Specht) исследовав 235 женщин в период беременности и родов, пришла к выводу, что отношение матери к ребенку оказывает на него огромное влияние. Д ...

Уровни общения
Общение может происходить на различных уровнях: 1. Манипулятивный уровень, заключается в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера. 2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент). 3. Выс ...

Категории