Влияние стресса на поведение и деятельность человека
Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.
Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).[[5]] В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.
При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).
Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.
Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.
История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период
возрождения
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение ч ...
Тест
Как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям?
А) Толерантность.
Б) Плюрализм.
В) Консенсус.
Г) Акцентуация.
Ответ: а – толерантность. ...
Проблема психологии самосознания личности
Понятие “самосознание личности” – одно из фундаментальных категорий психологической науки. Следовательно, анализ психологической сущности самосознания личности предполагает изучение его как многоуровневой системы, имеющий свою собственную содержательную и функциональную структуру.
Так, В.В.Зеньковский [27], развивая взгляды своего идей ...
