Историографический обзор.
Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В одной из глав своего известного труда “Психология” он предложил свою теорию личности, которая оказала огромное влияние на формирование персонологии. Его идеи были подхвачены и развиты целой плеядой последующих психологов, таких как А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др. Среди отечественных психологов можно назвать: И.С.Кон, В.С. Магун, А.И.Липкина и др.
Внимание привлекла не только самооценка как таковая, но и причины, которые влияют на ее формирование. (К. Хорни, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Адлер, И.С. Кон, Е.А. Архипова, Т.Ю. Андрущенко и др.) Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Благодаря этим исследованиям причины формирования заниженной самооценки широко изучены, что помогает более эффективно искать способы ее преодоления.
Особый интерес представляют работы, в которых предлагаются различные подходы и терапевтические методики для преодоления заниженной самооценки (Б.Ф.Скиннер, Д. Келли, А. Адлер, К. Роджерс, З.Фрейд, А.Фрейд). Среди отечественных психологов можно назвать работы Т.С. Токарской, Т.Э. Мисюриной, Т.Л. Мироновой, В.А. Алексеева и Н.Н.Авдеевой. Для большинства существующих подходов характерна одинаковая методологическая направленность, выражающаяся в том, что почти все они касаются внешнего поведения и почти не затрагивают другие аспекты человеческой души. Ввиду того, что самооценка значительно зависима от социальной среды, эти методики, в подавляющем большинстве, заключаются в поднятии социального статуса человека в обществе. Такая односторонняя направленность этих методик сводит терапию заниженной самооценки к простой коррекции внешнего поведения, что не может не влиять на их эффективность (в основной части работы мы рассмотрим проблематику этих методик более основательно).
Подход, отражающий необходимость воздействия не только на поведение, но и на человеческую душу, выражается в применении библейской концепции ценности человека в терапии заниженной самооценки. Наиболее авторитетным источником библейской концепции ценности человека является Библия. Кроме того, эта концепция представлена в трудах: Д. Пауэлла, Д. Макдауэлла, Р. Мак-Ги, K. Kuzma, Д. Добсона, P.D. Meier и т.д.
Цель.
Исследование ставит перед собой задачу рассмотреть имеющиеся методики терапии заниженной самооценки и предложить современной психологии новый подход в решении данной проблемы.
Так как большинство верующих неосведомлены в проблеме заниженной самооценки, исследование имеет цель сделать материал доступным для рядового члена церкви, равно как и для простого неверующего человека, и поэтому большая часть примеров приведена из религиозной жизни.
Антиципирующее воображение
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и пе ...
Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов.
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л. ...
Предмет возрастной психологии. Задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология: детская психология (от 0 до 11), ювентология (от 11 до 20), акмеология (от 20 до 60), психогеронтология.
Объект - возрастные изменения психики.
Предмет – закономерности изменений и факты.
Составляющие:
1) зак-ти представляют механизмы, кот.подчинен процесс псих.развития, явл.всеобщим. (условия псих.развития – ...