Психология » Психологические взгляды М.Я. Басова » Психологическое развитие человека, динамика и процесс развития

Психологическое развитие человека, динамика и процесс развития

М.Я. Басов считал идею развития человека "краеугольным камнем" современной науки, проникновение которой в психологию определяет процесс ее перестройки, а генетический метод он называл "единственным надежным компасом, определяющим путь познания в соответствии с естественными линиями происхождения и развития изучаемых явлений".

Одна из глав основного труда Басова посвящена проблеме психологического развития человека. Внимание Басова было привлечено к фактам его неравномерности. "Человек может быть одновременно на вершине развития по одной линии явлений, составляющей, как говорят, его специальность, и находиться на первых ступенях элементарного знания по другим линиям". Здесь Басов фактически констатировал зависимость развития от содержания приобретенных знаний.

Постановка этого вопроса Басовым имела большое принципиальное значение, поскольку в тот период отсутствовали конкретные исследования в области психологии обучения и считалось, что развитие целиком подчиняется внутренним законам созревания, определяемого жесткими возрастными рамками. [5]

Басов отмечал своеобразие закономерностей биологического и психического развития, т.е. развития человека как деятеля в среде, и с этим своеобразием, как он требовал, необходимо считаться, анализируя течение обоих процессов во времени. Но, подчеркивая только их различие. Понятие возраста не было подвергнуто в работах этого автора всестороннему теоретическому анализу. Басов оказался как бы провидцем современных тенденций в возрастной психологии, в соответствии с которыми стали изучаться не столько особенности возраста, сколько его возможности, и доказывалась широта этих возможностей при определенных условиях обучения.

Из работ Басова скрыт далеко идущий смысл, в нем намечено новое понимание соотношения между возрастной и педагогической психологией.

Если раньше особенности психического развития фатально и неизменно связывались с определенным возрастом, то теперь произошло "расшатывание" этих связей и особенности психического развития стали ставиться в связь со многими другими переменными, и, прежде всего с условиями воспитания и обучения. Если раньше, таким образом, возрастная психология была оторвана от психологии педагогической, не имела с ней органической связи, то теперь эти два раздела психологии тесно связываются друг с другом.

Проблему целостного подхода к изучению личности человека Басов раскрывает в различных разделах своих работ: он раскрывает понятие организации процесса деятельности, определяет принцип состояния характеристики в процессе наблюдения детей.

Трактуя поведение как продукт взаимодействия организма и среды, Басов подчеркивает динамический характер структур, необходимость их изучения в процессе возникновения, изменения, разрушения.

Несмотря на то, что советская психология обучения ввела в сферу своего изучения понятие учебной деятельности, в ней все же преобладают аналитические тенденции и оказываются лучше всего исследованными умственные процессы, в то время как "синтез личности", о котором писал Басов, остается и по сие время еще недостаточно изученным. Полностью не реализуется и в настоящее время требование Басова показывать в характеристике ребенка, как изученные отдельные элементы психической деятельности вплетаются в живую ткань личности ребенка, обусловливая своими всевозможными комбинациями и переплетениями, а равно взаимным влиянием друг на друга ее общие особенности в детском возрасте и индивидуальные различия отдельных детей. [6]

Целостный подход Басова к трактовке психической деятельности для нас представляет большую ценность, он распространяется им на понимание самого предмета психологии и на вопрос о методе научного исследования. Нельзя пройти мимо того предостережения, какое высказал Басов, говоря о подходе к предмету психологического познания. "Нас подстерегает опасность, - говорил он, - опасность искусственно выделить из общего контекста явлений какую-нибудь отдельную часть их, абстрагировать эту часть от целого, сосредоточившись затем на ней, утратить связь с целым: тогда нашим неизбежным уделом будет бесплодное блуждание на ложных путях собственных построений". [7]

Это предостережение сохраняет полную силу и на современном этапе, особенно тогда, когда речь идет о таких сложных вопросах, как вопрос о теории учения.


Исследование управленческого потенциала
1.Вектор направленности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе, окружающим, к работе. Она проявляется в потребности, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения. Не случайно направленность называется стержнем Я- концепции. Направ ...

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориен ...

Этика делового общения в учении Конфуция
Конфуций (в литературе часто именуемый Кун-цзы — учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме категорический императив поведения, имеющий универсальное значение и применимый в том числе и в деловом общении: "не делай другим того, чего не пожелаешь себе". 1 Положительная форма этой классической фор ...

Категории