Психология » Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе » Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия

Последовательность происхождения форм религиозного мировосприятия

И в заключении этой главы необходимо систематизировать представления З.Фрейда о последовательности происхождения форм религиозного мировосприятия по - времени, дополнив его схему недостающими звеньями.

В начале всего З.Фрейд ставит тотемизм: “Я полагаю, у нас есть все основания рассматривать тотемизм, с его поклонением животному, замещающему отца, с его амбивалентностью, которую демонстрирует тотемная еда, введением памятных празднеств и запретами, нарушение которых каралось смертью - у нас есть все основания я повторяю, рассматривать тотемизм как первую форму, в которой впервые в человеческой истории появилась религия .” [5, с.222]. Тотемизм существует и в настоящее время в виде шаманизма и неошаманизма. Следующую стадию Фрейд описывает так: “Первым шагом от тотемизма явилось очеловечивание того существа, которому поклонялись. На месте животных появляются антропоморфные боги, происхождение которых от тотема не скрывается. Бог все еще представляется или в форме животного, или по меньшей мере, с головой животного, или тотем становится спутником бога, либо бог убивает это конкретное животное” [5, с.222].

Далее, в некоторой точке эволюции появились великие матери-богини. Фрейд говорит, возможно, даже прежде тотемизма. На то, что это могло быть прежде может указывать тот факт, что в религиях второй стадии, то есть политеизме с элементами человеческой и животной персонификации уже присутствуют в большом количестве женские божества, которые подчас гораздо более могущественнее, чем мужские. Некоторые исследователи, в частности, Я.Э.Голосовкер [32], указывают на то, что первыми культами были культы богини-матери, которая отождествлялась с Землей, рожающей пищу. В то время люди находились в недифференцированном состоянии и жили импульсами Ид и простейшими инстинктами. Потом культ богини-матери трансформировался в культ единство богини-матери и бога-отца, порождающих людей и первым символом этого единства была палка, олицетворяющая пенис, воткнутая в землю-влагалище. Раскопки древнейших цивилизаций индийского полуострова Мохенджо-дара и Харрапы, существовавших прежде Арийской цивилизации указывают на обоснованность этой точки зрения. И лишь пройдя через эту стадию люди стали входить в тотемизм, как новую форму сознания. Но так или иначе З.Фрейд перечисляет их именно в такой последовательности. После тотемизма следует период относительного матриархата. Богини сосуществуют вместе с богами, и затем матриархат сменяется реставрацией патриархального строя, венцом которого является монотеизм. Возможно, это связано с осознанием того, что богиня-мать будучи земледельческим божеством не могла защитить свой дом от нападений более могущественной силы. По поводу же зарождения культа матери-богини З.Фрейд говорит, что возможно они “зародились в период урезания матриархата, как компенсация за пренебрежение матерями. В начале мужские божества возникли как сыновья рядом с великими матерями и лишь позднее приняли четкие черты отцовских фигур. Эти мужские боги политеизма отражают условие, существовавшие в патриархальную эпоху. Они многочисленны, взаимно ограничивают друг друга и иногда подчиняются превосходящему верховному богу” [5, с.223].

Возможно это также связано с переходом от земледелия и скотоводства в заданном ареале обитания к экспансии территорий в результате прироста населения и к отражению вторжений других племен, то есть с социальным фактором, требующим военных навыков.

Положительным фактором монотеистических религий явилась централизация власти, укрепление государственности, создание более мощных экономических отношений, что в свою очередь стимулировало интеллектуальный рост.

Эпоха Возрождения и Европейский Ренессанс - это возвращение подавленной христианством античности с ее философским и естественнонаучным потенциалом помноженным на интеллект средневековья постепенно формируют основы научного мировоззрения.

Развитие науки в середине-конце девятнадцатого века и мода на рационализм приводит к всплеску подавленного религиозного иррационализма в форме оккультизма и интереса к мистике. И в этом проявляется обнаруженная З.Фрейдом закономерность. Суммируя вышеуказанное получается реконструированная линия развития форм человеческого мировоззрения.

МАТРИАРХАТ - ТОТЕМИЗМ - (АНИМИЗМ) - ПОЛИТЕИЗМ - МОНОТЕИЗМ - НАУКА.

Причем переход одного в другое не означает, что предыдущее исчезает. Оно сосуществует с другими в более или менее активной форме. Интересно также отметить связки Матриархат-Тотемизм; Политеизм-Монотеизм, Оккультизм-Наука. Эти противоположности как бы влияют друг на друга, определяя их собственное направление развития. В будущем интересно было бы проследить как эти филогенетические стадии развития человеческого миросозерцания коррелируют с онтогенетическим развитием психики человека. Эта идея была высказана Фрейдом в работе “Тотем и табу” и была выше упомянута. И шагом в этом направлении будет исследование Эго-защит возникающих в феномене религиозного сознания.


Конгруэнтность – совпадение слов и жестов.
Более того, исследования доказали, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной. Мы часто можем видеть крупных политиков стоящими на трибуне с плотно скрещенными на груди руками (оборонительная позиц ...

Стили руководства группой
Личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущи ...

Материал для различения размеров.
Розовая башня. Материал: Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см. Прямая цель: Формирование понятий «большой» - «маленький». Косвенная цель: Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы. ...

Категории