Психология » Возрастная психология » Генетическая теория Ж.Пиаже

Генетическая теория Ж.Пиаже

Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей. Ребенок, по мнению Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя. Развитие мышления детей в теории Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей, отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого человека, что определяется биологическими особенностями детской природы. Социализируется детское мышление с шести - семилетнего возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества. Пиаже не отрицает влияния обучения на психическое развитие, но считает, что оно не может изменить содержания или последовательности его стадий, а способно лишь несколько замедлить их или ускорить. Пиаже выделяет и детально исследует четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторную (от рождения ребенка до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7-8 лет), конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет) и формальных операций (от 11-12 до 15 лет). Стадии следуют одна за другой, последовательность неизменна, след.стадия наступает после завершения предидущей, стадии культурно универсальны, стадии связаны с процессом созревания мозга.

Направления в развитии:

1. Движение от эгоцентризма к децентрации.

Эгоцентризм – дикритичное, Интел.позиция, при кот.отсутствует полностью реципроткность, релятивизм и объективность.

Реципроткность – понимание того, что на одно и тоже явление м.б.несколько точек зрения.

Релятивизм – способность отвлечься от внешне воспринимаемых особ.объекта и сосред. на его сути.

Направления: от абсолютизма к реципроктности, от субъективизма к объективизму, от эгоцентризма к релятивизму.

Условия преодоления эгоцентризма:

1. разные виды познав.опыта (практич, логический)

2. социализация (отношения подчинения, кооперация)

2. Движение от действия к операции. Действие – круговые реакции, группировка, образ действия.


Основные теоретические положения концепции НЛП. Раскрытие понятия НЛП.
Нейро-лингвистическое программирование – быстро развивающееся направление прикладной психологии, одной из главных задач которого является установление эффективной коммуникации между людьми. Умение правильно общаться является серьезной проблемой для многих людей, поэтому развитие креативного мышления, овладение техникой общения и взаимо ...

Эпоха детства (3-11 лет).
Дошкольный возраст (3-7лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечив ...

Проблема "образа семьи" в современной психологии
Проблема семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вме ...

Категории