Практическая часть. Понятие проективные методикиСтраница 2
Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных "субъективных отклонений", личностных "интерпретаций" [14]. Они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связанно с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании [6, с.290].
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит Г. Мюррею (Murray, 1935). Положение Г. Мюррея, в которых проекция рассматривается, как естественная тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации, является наиболее ранним приложением понятия проекции к психологическому исследования. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, как она применима к исследованию личности, не формировалась [3, с.250; 2, с.290].
В начале 40-х гг. "проективное движение" в западной психологии набирает значительную силу. В советской психодиагностике первые упоминания о проективных методиках появились в конце 60-х гг.
Проективные методики становятся едва ли не самыми популярными в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Ныне они занимают лидирующие положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики. Свидетельство тому - специальные научные институты и общества, созданные во многих странах мира; посвященные исключительно проективным методикам (периодические издания и монографии; регулярно проводимые международные конгрессы). Проективные методики удачно дополняют существующие психометрические методики, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития. Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б.
Эльконина
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом.
В процессе онтогенеза – от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структур ...
Определение общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.
В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальн ...
Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
К теоретическим аспектам интегративного изучения индивидуальности традиционно относят следующие вопросы:
■ исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деятельности;
■ обнаружение критериев распознавания разноуровневых свойств в структуре индивидуал ...