Психология » Проблема психодиагностики личности с помощью теста ЦТО Люшера » Практическая часть. Понятие проективные методики

Практическая часть. Понятие проективные методики
Страница 1

Проективные методики (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик впервые использовано Л. Франком (1935) [3, с.250].

Полное исследование Л. Франка, опубликовано в 1948 г. (Frank, 1948). Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности.

Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт.

Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, "формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида". Каждое иное действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют "проективной гипотезой" [2, с.290 - 291].

Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а, прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

отсутствие ограничений в выборе ответа;

отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "ошибочных" [2, с.291].

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик:

Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков);

Конструктивные. Предлагается оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его;

Интерпретативные. Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции - хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с "героем" рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений (ТАТ - тематический апперцептивный тест, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);

Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама, проективная игра);

Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации (анализ почерка, особенностей речевого общения) [2, с.291 - 293, 14].

Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему (дом-дерево-человек, несуществующее животное, кинетический рисунок семьи);

Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательный, предпочитаемый им стимулы (тест Люшера);

Аддитивные. В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи [2, с.294; 5].

Страницы: 1 2


Исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с позиции психотипологического подхода
Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания могут помочь не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанны ...

О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии
Переживания родителей, связанные с рождением больного ребенка, являлись предметом изучения во многих странах. Этот период принято считать наиболее тяжелым. Меняются отношения между супругами, весь уклад семейной жизни. Именно этот период является первым серьезным испытанием брака на прочность. И здесь очень многое зависит от самих супру ...

Барьеры в деловом взаимодействии.
В условиях деловой коммуникации могут возникать специфические барьеры. С одной стороны, причиной этого является отсутствие единого понимания ситуации общения, вызванное социальными, политическими, религиозными и профессиональными различиями, которые не только порождают разную интерпретацию используемых в процессе коммуникации понятий, н ...

Категории