Тест ЦТО Люшера
Страница 1

Данный тест относится к проективным методикам, к группе тестов импрессивных.

Методика основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

синий - "Эмоциональная глубина", является концентрическим, гетерономным, объединяющим, чувствительным, задумчивым, соединяющим; символизирует - покой, удовлетворение, нежность, любовь и склонность;

cине-зеленый - "Волевое усилие", является концентрическим, автономным, оборонительным, предохранительным, владеющим, настойчивым; символизирует - самоутверждение, самоуверенность, терпение, самооценка;

оранжево-красный - "Ударная сила воли", является эксцентрическим, автономным, наступательным, моторным, завоевательным, влияющим; символизирует - желание, возбуждение, агрессивность;

светло-желтый - "Живость чувств", является эксцентрическим, гетерономным, ожидающим, способствующим расцвету, надеющимся, ищущим; символизирует - изменение, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций [4, с.93; 14].

"Дополнительные цвета:

фиолетовый;

коричневый;

черный;

нулевой (серый).

Модификация цвета - фиолетовый, коричневый, черный и серый (5, 6, 7 и 8) - относятся к другой категории. Если соблюдать точность, то черный и серый вообще не цвета: черный - это отрицание цвета, а серый в тесте абсолютно нейтрален и бесцветен. Фиолетовый цвет - это смесь синего и красного, коричневый смешивается из оранжево-красного и черного и выглядит темной, относительно безжизненной краской. Предпочтение, отдаваемое одной из модификаций цвета: черному, серому или коричневому, в большинстве случаев указывает на нарушение. Они символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям" [4, с.93].

Инструкция по проведению теста. Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 минуты опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получаем восемь позиций:

первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

Страницы: 1 2 3 4


Молодая пара.
Молодой паре, переехавшей из Дании в Сидней, предложили вступить в местный клуб. Через несколько недель после их первого посещения клуба несколько женщин пожаловались, что датчанин к ним пристает. Они стали чувствовать себя в его присутствии неловко. Мужчины же решили, что молодая датчанка невербально дает им понять, что вполне доступна ...

Психосоциальное развитие дошкольника
Основные психологические новообразования дошкольного возраста Д. Б. Эльконин считал, что это: 1 )возникновение первого схематичного абрисацель-ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный о ...

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Уровни психики: низшая (обладают чел и животные), высшая (свойственна только человеку). Особенности высшей психики: произвольность, осознанность, системность (иерархич.система, главные и второстеп.функции), опосредованность (осущ.с помощью особых псих.средств). В основе присвоения лежит процесс интериоризации – переход вн.действия во ...

Категории