Особенности полной семьи
Страница 3

Сегодня в современном обществе преобладает малая семья: родители-дети. Из-за жилищных проблем, трудностей в воспитании детей, а также по ряду иных (чаще - психологических) причин женатые дети остаются с родителями.

Изменилось выполнение семьей своих традиционных функций:

- хозяйственно-бытовая функция может осуществляться самостоятельно каждым из супругов;

- воспитательная функция реализуется одним из супругов (чаще матерями) с помощью системы общественного воспитания;

- в обществе пропагандируется культ свободных сексуальных отношений;

- репродуктивная функция может осуществляться путем искусственного зачатия и т.д. [Целуйко В.М. Психология современной семьи, с. 118].

Однако, несмотря на представленные факты, к которым мы можем добавить печальную статистику разводов, увеличение числа людей зрелого возраста, не вступающих в брак и количества неполных семей, по мнению О. Карабановой, «наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития» [Карабанова О.А., с. 23]. Ведь за негативными внешними признаками изменения семьи скрывается формирование качественно новых отношений в рамках института семьи. Эти отношения базируются, в первую очередь, на изменении места и роли женщины в производстве и обществе, на праве каждого из супругов на индивидуализацию и полную личностную самореализацию.

Демократические и гуманистические тенденции в обществе породили равноправие супругов в распределении прав и обязанностей в семье, а также новый взгляд на роли отца и матери. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. Успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним.

С точки зрения Э. Фромма отцовская любовь, по сравнению с материнской любовью, - «требовательная», условная. Ребенок должен заслужить ее. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти [Гозман Л.Я., с. 61]. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А. Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации [Гозман Л.Я., с. 61].

Как отмечает А. Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности» [Гозман Л.Я., с. 62].

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца.

А.С. Еникеева отмечает, что традиции семейного воспитания в современной семье зависят от возраста, образования супругов, характера их труда [Мацковский М.С., с. 58].

Ж. Бейжанова отмечает, что стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. Когда родители понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию [Бейжанова Ж., с. 18].

Страницы: 1 2 3 4


Теоретические представления об эмоциональном выгорании
В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен "эмоционального выгорания" как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.) Термин "burnout (эмоциональное сгорание) ...

Специфика женских страхов в отношениях с мужчинами
Cтрах - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям. Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства ...

Виды агнозий
Зрительные агнозии - расстройства зрительного гнозиса, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекают при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения). Выделяют шесть основных форм нарушений зрительного гнозиса, а именно: 1) предметная ...

Категории