Работа с рисунком
Страница 2

1. цветные карандаши,

2. восковые мелки,

3. пастель,

4. гуашь,

5. акварель.

В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.

Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам классических рисуночных тестов (например, теста "Несуществующее животное"). При обсуждении рисунка пациента можно спросить: "Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?".

С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил. Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент бессознательно располагает на переднем плане, – опять же, как бы потом он сам ни комментировал свой рисунок. Само наличие или отсутствие перспективы – это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна. При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста "Несуществующее животное").

Один из таких диагностических критериев – это особенность изображения линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между "небом" и "землей" – это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между "верхом" и "низом".

Страницы: 1 2 


Формирование самооценки дошкольников в процессе игры
Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие же самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, но в группе обследуемых детей таковых не выявлено. Одна из наших задач – формирование адекватной самооценки дошко ...

Материальные способности
Материальные способности всегда имеют в своем составе духовный компонент, духовное обеспечение: материальная деятельность невозможна без знаний, умения осмысливать ситуацию и принимать решения. Основной, материальный компонент материальных способностей — это системы двигательных реакций и затраты нервной энергии (биологический уровень) ...

Фабула художественного произведения
Фабула фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Первоначально термин "фабула" имел значение басн ...

Категории