Заключение
Страница 1

Данная работа была посвящена изучению возможностей метода глубинной психотерапии – кататимно-имагинативной терапии и изменению самоотношения лиц юношеского возраста средствами этой терапии. Была предпринята попытка, выявить взаимосвязь между проведением сеансов психотерапии и изменением личностных характеристик испытуемых.

Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода кататимно-имагинативной терапии лежат концепции классического психоанализа, а также эго-психология А. Фрейд. Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения. С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане кататимно-имагинативной терапии близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

При оказании коррекционного воздействия методом Символдрамы, произошла положительная динамика в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

Результаты тестирования (по Опроснику самоотношения – Столина В.В.) показали высокий уровень Глобального самоотношения (шкала S) – средние значение = 93,75. Также повысились показатели самоинтереса (шкала IV) – среднее значение = 83,58 – данная шкала показывает функциональную позицию (уровень внутренних действий в адрес самого себя).

Доминирующую позицию в системе глобального самоотношения играет шкала – Ожидаемое отношение от других – здесь средним значением является = 68,62.

Таким образом, поддержание высокого уровня Глобального самоотношения наших исследуемых опирается на высокий уровень уверенности в своей интересности для самого себя и для других, и на ожидании положительного отношения от других в адрес самого себя.

В целом поведение подростков стало более конструктивным и адекватным. Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

Итак, в результате наших исследований выяснено:

¾ Кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством при работе с лицами юношеского возраста;

¾ Кататимно-имагинативная терапия является краткосрочной терапией (5-6 сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния подростков).

¾ Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции изменения самоотношения;

¾ Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.

Приложение №1

Тест опросник самоотношения Столина

Тест-опросник самоотношения В.В. Столина построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.

Текст опросника:

1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое "Я" всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
Взаимоотношения в семьях, отягощенных проблемами умственно отсталого ребенка, становятся неоднозначными, сложными, в них появляются негативные стороны, обусловленные главной проблемой - больным ребенком. Эти взаимоотношения существенно изменяются в процессе взросления ребенка с умственной отсталостью. Для изучения их особенностей были п ...

Поведенческий (бихевиоральный) подход
Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии ...

Влияние стресса на поведение и деятельность человека
Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, устало ...

Категории