ЗаключениеСтраница 1
Данная работа была посвящена изучению возможностей метода глубинной психотерапии – кататимно-имагинативной терапии и изменению самоотношения лиц юношеского возраста средствами этой терапии. Была предпринята попытка, выявить взаимосвязь между проведением сеансов психотерапии и изменением личностных характеристик испытуемых.
Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода кататимно-имагинативной терапии лежат концепции классического психоанализа, а также эго-психология А. Фрейд. Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения. С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане кататимно-имагинативной терапии близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.
При оказании коррекционного воздействия методом Символдрамы, произошла положительная динамика в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.
Результаты тестирования (по Опроснику самоотношения – Столина В.В.) показали высокий уровень Глобального самоотношения (шкала S) – средние значение = 93,75. Также повысились показатели самоинтереса (шкала IV) – среднее значение = 83,58 – данная шкала показывает функциональную позицию (уровень внутренних действий в адрес самого себя).
Доминирующую позицию в системе глобального самоотношения играет шкала – Ожидаемое отношение от других – здесь средним значением является = 68,62.
Таким образом, поддержание высокого уровня Глобального самоотношения наших исследуемых опирается на высокий уровень уверенности в своей интересности для самого себя и для других, и на ожидании положительного отношения от других в адрес самого себя.
В целом поведение подростков стало более конструктивным и адекватным. Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.
Итак, в результате наших исследований выяснено:
¾ Кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством при работе с лицами юношеского возраста;
¾ Кататимно-имагинативная терапия является краткосрочной терапией (5-6 сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния подростков).
¾ Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции изменения самоотношения;
¾ Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.
Приложение №1
Тест опросник самоотношения Столина
Тест-опросник самоотношения В.В. Столина построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения.
Текст опросника:
1. Думаю, что большинство моих знакомых относятся ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
7. Мое "Я" всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
Познавательное развитие в дошкольном возрасте
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у норма ...
Анекдот как форма отражения семейно-ролевых конфликтов
Юмор присутствует в той или иной форме в жизни любого человека, коллектива, страны, нации, он выступает средством коммуникации людей, делая возможным обсуждение серьезных социально-психологических проблем. К таким проблемам могут быть отнесены и проблемы семейных отношений, перерастающих в ролевые конфликты. Семейно-ролевой конфликт это ...
Приёмы воображения
Воображение способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Воображение это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Один ...
