Психология » Различные пути преодоления заниженной самооценки » Методики компенсирования недостатков.

Методики компенсирования недостатков.

Некоторые христианские психологи (Д. Добсон, Н. Ван Пелт) в своих методиках делают упор на компенсационные процессы психики человека, которые были описаны ещё А. Адлером (см. стр. 39). Анализируя жизнь выдающихся людей, он пришел к следующему выводу: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-то органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”. Среди примеров такой компенсации он называл Демосфена, заикавшегося с детства, а также Теодора Рузвельта, слабого и болезненного с детства, но достигшего успеха в оздоровлении своего организма в течение взрослой жизни. В своем известном исследовании “Истоки выдающихся успехов” Виктор и Милдрад Гертцелей, говоря о людях, преодолевших свои недостатки, называют также: У. Черчилля, М.К. Ганди, А. Швейцера, А. Эйнштейна, З. Фрейда и др. Несколько поколений советских людей были воспитаны на патриотической литературе, в частности, книге “Повесть о настоящем человеке”, которая повествует о летчике Алексее Мересьеве. Этот человек, потеряв обе ноги, с помощью тренировок сумел преодолеть эту проблему и снова стать летчиком.

Этот подход, основанный на концепции компенсации, предлагает начать с “инвентаризации достоинств и недостатков”. Для этого необходимо на лист бумаги выписать все свои достоинства и недостатки. Выписанные недостатки необходимо классифицировать по двум группам: изменяемые и неизменяемые недостатки. Изменяемые недостатки предлагается, насколько это возможно, преодолеть. Например, стеснительность может быть хотя бы частично преодолена, некоторые недостающие навыки могут быть развиты посредством тренировок и труда.

Что касается неизменяемых недостатков, то здесь необходима компенсация. Например, молодой человек, не обладающий солидным ростом и фигурой, но имеющий способности к знаниям, может достичь успеха в интеллектуальной сфере. Доктор Добсон советует родителям, знающим недостатки и сильные стороны своих детей, развивать их сильные стороны, чтобы дети не чувствовали свою ущербность. Параллельно с компенсированием недостатков предлагается также принять свои слабые стороны характера или внешность и любить себя, каким есть.

В целом, все перечисленные выше терапевтические методы способствуют преодолению заниженной самооценки. Однако необходимо отметить, что эти методы действенны не всегда. Наряду с рациональными и полезными моментами этих методик, обнаруживаются их поверхностность и лишь частичная действенность. Недостатком этих методик является тот факт, что для них характерна замена неустойчивости одного столпа, на котором базируется самооценка, гипертрофированием другого. Кроме того, став частью привычек, станет ли новая форма поведения частью его глубокой внутренней природы?

Существуют многочисленные исследования влияния поведения человека на его чувства и настроение. (Д.Лерд, Ф.Штракка, Сара Снодграсс и т.д.). Эксперименты подтвердили, что выражение лица (Laird,1974,1984 Duclos & others , 1989), походка (Sara Snodgrass,1986), манера разговора и поведение (Sckenker & others,1994; Tice,1992) непосредственно влияют на чувства и настроение человека. Так, например, в эксперименте, студенты, которых попросили улыбнуться, чувствовали себя счастливее и даже комиксы, которые им показывали, находили более смешными. Поведение человека оказывает влияние на чувства и настроение. Но на сколько глубоко это влияние? Может ли изменение выражения лица, походки и поведения коренным образом преобразить внутренний мир человека, самые глубины его души, а также изменить его природу, унаследованную от родителей и обретенную в процессе жизни? Если бы это было так, то тогда можно было бы изменить человечество, просто привив ему новые модели поведения. К сожалению, а может быть и к счастью, это не возможно. Методики самосовершенствования, базирующиеся на изменении поведения, на практике хотя и приносят облегчение и частично повышают самооценку, но часто не освобождают полностью от заниженной самооценки.

Человек - это не просто совокупность рефлексов и инстинктов. Человек - очень сложное существо, чье поведение зависит от такого множества факторов, что использование односторонних методик, влияющих в основном на поведение, приносит лишь частичный эффект. Поэтому наиболее эффективными будут те методики, которые комбинируют воздействие на поведение человека с воздействием на внутренние, личные аспекты его души. Кроме того, действие методик самосовершенствования почти не касается уровня притязаний, от которого зависима самооценка. Эти методики не только не понижают уровень притязаний у имеющих заниженную самооценку, но в ряде случаев даже повышают ее.


Человек как субъект сексуальности
Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождаетс ...

Механизмы реализации психотерапии
Цель психотерапии - устранение патологической симптоматики. Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный. Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вег ...

Психологическая природа самооценки
Самооценка является одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека. От самооценки зависит характер взаимоотношений человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм социальных крнтактов, ...

Категории