Заключение.

В заключении подведем итоги. Исследуя природу заниженной самооценки (глава 1) и причины ее формирования (глава 11) мы обнаружили, что большую роль в формировании здоровой самооценки индивида играет социальная среда. Эта закономерность особенно проявляется как в раннем детстве, так и в школьный период.

Исследуя различные пути преодоления заниженной самооценки (глава 111), мы рассмотрели различные способы её разрешения. Действие защитных механизмов (раздел А) указывает на неосознанную борьбу человека с заниженной самооценкой. Используются различные защитные механизмы, в частности, сублимация и самоутверждение. При этом освобождение от заниженной самооценки не происходит.

Второй путь преодоления заниженной самооценки - самосовершенствование (раздел Б), т.е. использование различных терапевтических методик. В этом разделе мы рассмотрели некоторые методики, в частности:

- метод репетиции поведения,

- терапия фиксированной роли,

- концепция компенсации.

Наряду с их несомненной терапевтической полезностью, мы обнаружили, что эти методики не являются самодостаточными, и появляется необходимость обратиться к другим смежным наукам, в частности, теологии.

В разделе “Изменение отношения” (раздел В), мы рассмотрели библейский взгляд на проблему заниженной самооценки. Библейский подход подразумевает изменение отношения к мнениям и оценкам окружающих, а также изменение отношения к себе и своим недостаткам. Изменение отношения к мнениям и оценкам окружающих означает конец утомительной борьбы за уважение и имидж, за популярность в глазах других, избавляет от необходимости постоянно “играть” того, кем не является, маскировать свои эмоциональные проблемы. Изменение личных оценочных конструктов к себе означает конец изнурительной борьбы за самосовершенствование, ведет к принятию своего несовершенства. Принятие своего несовершенства приводит к принятию несовершенства других.

Прекращение погони за популярностью, успехом и материальным положением не означает бездействие и пассивность. Теперь активность человека меняет содержание и сменяется здоровым стремлением к лучшему. При этом он остается довольным своим настоящим положением, потому что он любит себя. Неуспех уже не играет такую решающую роль для его самооценки, т.к. она базируется на другом, более надежном основании.

В заключении необходимо отметить: если изменение отношения к окружающим и себе оказывает положительное терапевтическое воздействие на самооценку человека, то этот метод может использоваться для преодоления заниженной самооценки наряду с другими рассмотренными выше методиками. Ввиду того, что психология не имеет абсолютных терапевтических методик, которые приносили бы полное освобождение от заниженной самооценки, то необходимо уже разработанные методики преодоления заниженной самооценки дополнять альтернативными методиками, а в частности, методом изменения отношения к себе и другим в соответствии с библейской концепцией ценности человека. Это позволит более эффективно преодолевать заниженную самооценку.

Темой дальнейших исследований может быть более основательное исследование библейской концепции для поиска новых путей терапии заниженной самооценки, а так же разработка практических методик, совмещающих наиболее эффективные психологические и теологические разработки, связанные с терапией заниженной самооценки.


Морально-психологический климат и его динамика
Однако перечисленные выше ситуации связаны не только с ошибочными действиями руководителя, но и еще с одним важным фактором — морально-психологическим климатом, сложившимся в конкретной рабочей группе. На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими с ...

История транса
В психологии феномены гипноза, гипнотического транса известны с незапамятных времен. Эти уникальные явления всегда привлекали к себе особое внимание и были окружены не только ореолом таинственности, но и многочисленными предрассудками. Трудно поддающиеся описанию и рефлексии необычные психические состояния, возникающие спонтанно или в р ...

Динамика развития стрессового состояния
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье.[[4]] За описанной динамикой уровня активизации физиологических ресурсов четко прослеживаются связи с перестройкой функциональных систем обеспечения деятельности и, соответственно, изменений типов поведенческой активности. В общих чертах картина выгляд ...

Категории