Заключение.

В заключении подведем итоги. Исследуя природу заниженной самооценки (глава 1) и причины ее формирования (глава 11) мы обнаружили, что большую роль в формировании здоровой самооценки индивида играет социальная среда. Эта закономерность особенно проявляется как в раннем детстве, так и в школьный период.

Исследуя различные пути преодоления заниженной самооценки (глава 111), мы рассмотрели различные способы её разрешения. Действие защитных механизмов (раздел А) указывает на неосознанную борьбу человека с заниженной самооценкой. Используются различные защитные механизмы, в частности, сублимация и самоутверждение. При этом освобождение от заниженной самооценки не происходит.

Второй путь преодоления заниженной самооценки - самосовершенствование (раздел Б), т.е. использование различных терапевтических методик. В этом разделе мы рассмотрели некоторые методики, в частности:

- метод репетиции поведения,

- терапия фиксированной роли,

- концепция компенсации.

Наряду с их несомненной терапевтической полезностью, мы обнаружили, что эти методики не являются самодостаточными, и появляется необходимость обратиться к другим смежным наукам, в частности, теологии.

В разделе “Изменение отношения” (раздел В), мы рассмотрели библейский взгляд на проблему заниженной самооценки. Библейский подход подразумевает изменение отношения к мнениям и оценкам окружающих, а также изменение отношения к себе и своим недостаткам. Изменение отношения к мнениям и оценкам окружающих означает конец утомительной борьбы за уважение и имидж, за популярность в глазах других, избавляет от необходимости постоянно “играть” того, кем не является, маскировать свои эмоциональные проблемы. Изменение личных оценочных конструктов к себе означает конец изнурительной борьбы за самосовершенствование, ведет к принятию своего несовершенства. Принятие своего несовершенства приводит к принятию несовершенства других.

Прекращение погони за популярностью, успехом и материальным положением не означает бездействие и пассивность. Теперь активность человека меняет содержание и сменяется здоровым стремлением к лучшему. При этом он остается довольным своим настоящим положением, потому что он любит себя. Неуспех уже не играет такую решающую роль для его самооценки, т.к. она базируется на другом, более надежном основании.

В заключении необходимо отметить: если изменение отношения к окружающим и себе оказывает положительное терапевтическое воздействие на самооценку человека, то этот метод может использоваться для преодоления заниженной самооценки наряду с другими рассмотренными выше методиками. Ввиду того, что психология не имеет абсолютных терапевтических методик, которые приносили бы полное освобождение от заниженной самооценки, то необходимо уже разработанные методики преодоления заниженной самооценки дополнять альтернативными методиками, а в частности, методом изменения отношения к себе и другим в соответствии с библейской концепцией ценности человека. Это позволит более эффективно преодолевать заниженную самооценку.

Темой дальнейших исследований может быть более основательное исследование библейской концепции для поиска новых путей терапии заниженной самооценки, а так же разработка практических методик, совмещающих наиболее эффективные психологические и теологические разработки, связанные с терапией заниженной самооценки.


Основные признаки детского аутизма
(1) нарушение социального развития ( отсутствие интереса к контакту с родителями, другими взрослыми, недоразвитие комплекса оживления, эмоциональной привязанности, улыбчивости). (2) отсутствие речи ( неэмоциональность, недоразвитие). (3) необычные (нестандартные) реакции на среду (стремление к одиночеству, бесцельность поведения, повт ...

Характеристика расстройств внимания
Под познавательным процессом, обозначаемым вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Внимание характеризуют также, как процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании д ...

Процесс превращения дифференциальной психологии в самостоятельную науку. Методы и направления дифференциальной психологии
Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики – педагогики, медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам: 1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом первой экспериментально-психологи ...

Категории