Введение

Впервые термин психотерапии введен в конце XIX в. Тьюком (Tuke D. Н.). В опубликованной им в 1872 г. книге "Иллюстрации влияния разума на тело" одна из глав так и названа: "Психотерапия". Общеупотребительным термин П. становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. П., рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.

Результатом такого понимания П. в современной немецкоязычной литературе стало часто используемое определение, данное Штротцка (Strotzka Н.Н., 1982): "Психотерапия - это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения". В англоязычной литературе термин П. также имеет медицинское, но еще более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного. Для П. с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин "психоанализ".

Однако термин П. не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную - философскую и психологическую - модель П., которая основана на первичном значении этого слова - "исцеление душой". Основная цель этого подхода не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его другом и наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания П. является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и пр.

Нет ни одного определения психотерапии, которое было бы принято всеми психотерапевтическими школами и терапевтами. Различия в определениях связаны с теоретическими установками, способами интерпретации процесса психотерапии и решаемыми в ходе ее проведения задачами. В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.


Качественный анализ результатов исследования волевых качеств младших школьников: гендерный аспект
В рамках решения 3-ой задачи мы выявили гендерные различия ответов на вопросы методик исследования «силы воли» и терпеливости младших школьников. Рассмотрим более подробно, из каких конкретных проявлений волевых качеств складываются выявленные нами различия между мальчиками и девочками. Для этого мы осуществили качественный анализ генде ...

Развитие эго-идентичности в подростковом возрасте. развитие я-образа, рефлексия и эмпатия
Образ Я вкл в себя я-реальное, я –идеальное, я-физическое, я –духовное, я как носитель опред.пола. Осн тенденции: 1. большой разрыв между я-реальным и я-идеальным. снижение самооценки, кот они маскируют 2. интенсивное развитие когнитивной составляющей образа Я - сравнение себя с другими, оценка сверстников выше оценки родитлей, подро ...

Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход
Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т.д.), а не к от ...

Категории