Психология » Я–концепция руководителя » Проблема психологии самосознания личности

Проблема психологии самосознания личности

Понятие “самосознание личности” – одно из фундаментальных категорий психологической науки. Следовательно, анализ психологической сущности самосознания личности предполагает изучение его как многоуровневой системы, имеющий свою собственную содержательную и функциональную структуру.

Так, В.В.Зеньковский [27], развивая взгляды своего идейного предшественника Дж. Болдвина, рассматривал генезис самосознания в единстве со становлением социального сознания. На основе эмпирических исследований он выделяет наличие 3-х идентичных фаз, которые в своём развитии проходит самосознание:(1) Проективная фаза как и сознание внешнего облика других людей; (2) Субъективное – “Открытие самого себя для себя”, то есть осознание своего внутреннего мира, непосредственно недоступного другим людям; (3) Эиективноя фаза - открытие в других людях внутренней жизни. Cубъективное самосознание, считал В.В.Зенниковский, ни в коей мере ни устраняет проективного, напротив, именно оба вида в их единстве и неразрывности (но не тождественности и слитности), являются друг для друга питательной средой. В дальнейшем, полагает исследователь, сочетание проективной и субъективной характеристик возвращается к своей изначальной стадии – к социальному сознанию, трактуемому им как своеобразное «психическое лоно», в недрах которого происходит зарождение проективного самосознания и возникает потребность в раскрытии смысла внутренней жизни, субъективного мира, окружающих его людей.

Этот момент свидетельствует о наступлении стадии “ эиективации”. Под эйектами исследователь понимал специфические образы той внутренней жизни, которую индивид приписывает другим людям на основании своей внутренней жизни. Понимание В.В.Зеньковским сущности проективной характеристики тождественно понятию “самооценка’’ в ее психологическом содержании, которое используется в современной науке.

Подобная позиция отождествления основных понятий имеющих отношение к проблеме самосознания, свойственное ряду других учёных – Р.Бёрнсу (1986), К.Роджерсу (1994), Ж.Годфруа и др. Например, анализ концептуальных положений Р.Бернса показал, что самосознание он идентифицирует с глобальной Я-концепцией, а первичную Я-концепцию (понимаемую им в узком смысле слова) отождествляет с самооценкой [12].

А.Н.Леонтьев полагал, что самосознание есть «результат, продукт» становления человека как личности. Психологическая проблема «Я», считает А.Н.Леонтьев, возникает, как только мы задаём вопрос о том, к какой реальности относится всё то, что мы знаем о себе, и всё ли, что мы знаем о себе, относится к этой реальности. Таким образом, анализ деятельности и сознания неизбежно приводит к рассмотрению человеческого «Я» как включенного в общую систему взаимосвязи людей в обществе [35].

Самосознание, считает Ю.М.Орлов (1887),представляет собою некое действие, акт, с помощью которого всё, что воспринимается человеком, он относит к своему «Я».

Собственно отнесение, по мнению Ю.М.Орлова, осуществляется на основе механизма идентификации. «Любые действия – и предметные, и психические – могут выступать в качестве действий, направленных на соотнесение с «Я», и тогда они выступают в качестве действий реализации самосознания» [44;45;46].

По И.С. Кону (1978,1984,1989) самосознание – это психический процесс, благодаря которому субъект не только формирует собственную индивидуальность, но и осознаёт её, как некоторую устойчивую, более или менее определённую единицу, которая сохраняется независимо от меняющихся ситуаций. [31,с 56].

В качестве важнейших компонентов самосознания И.С.Кон выделяет самооценку, самоуважение, эмоциональное самочувствие, самоотношение, кот, по его мнению, довольно тесно коррелируют между собой, обуславливая друг друга, тем самым, оказывая соответствующее влияние на характер социального поведения индивида.

К.А. Абульханова-Славская (1991) определяет самосознание личности как операциональный аспект становления социального сознания. Она считает, что в формировании самооценкиличности интерпритации играет одну из важнейших ролей: благодаря ней индивид оказывается способен осуществить акты целеполагания и формулировать их смысл для себя и др. [2].


Методы и методики исследования
Шкала оценки потребности в достижении Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Многочисленные исследов ...

Зарождение психологии как науки
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты (см. выше) различия м ...

Интегративный подход
Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую полипрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами ...

Категории