Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Теоретические представления об эмоциональном выгорании

Теоретические представления об эмоциональном выгорании

В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен "эмоционального выгорания" как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.)

Термин "burnout (эмоциональное сгорание)" введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. К 1982 году в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по "эмоциональному выгоранию". Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер [46].

Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным "эмоциональному сгоранию", было незначительно: сотрудники медицинских учреждений и различных общественных благотворительных организаций. К.Маслач детализирует проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов "эмоционального сгорания":

а) усталость, утомление, истощение,

б) психосоматические недомогания,

в) бессонница,

г) негативное отношение к клиентам,

д) негативное отношение к самой работе,

е) скудость репертуара рабочих действий,

ж) злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками,

з) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание,

и) негативная "Я-концепция",

к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев),

л) упадническое настроение и связанные с ними эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности,

м) переживание чувства вины.

Х.Кюйнарпуу называет последние три симптома "разрушающими", а остальные – их следствиями.

К.Маслач еще в 1982 году выделила в качестве ключевых признаков синдрома "эмоционального сгорания":

1) индивидуальный предел, "потолок" возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению, противодействовать "сгоранию" самосохраняясь;

2) внутренний психологический опыт, в котором включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

3) негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия [46].

Таким образом, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Механизм эмоционального выгорания схематично представлен Л.А.Китаев-Смыком и Э.С.Бобровой. Они считают, что общие закономерности социально-психологических проявлений стресса проистекают из того, что каждый человек, как элемент человеческой популяций, является воплощением противоречий между личным и общественным. Как недостаток общения, так превышение эволюционно установившихся норм скученности людей вызывает у них дистресс. И в том и в другом случаях стресс, стабилизируя нормы общественного существования, может способствовать изменению общественных взаимоотношений. Психологическая сущность человека, как существа общественного, требует от него претворения в жизнь альтруистических тенденций. Но ни один человек со своим индивидуальным сознанием не может полностью отрешиться от эгоистических мотивов. Постоянное уравновешивание этих двух тенденций является источником многочисленных проявлений стресса (эвстресса, дистресса), в свою очередь ведущих к прогрессу или регрессу личности. Важную роль в стрессовых преобразованиях личности и в изменении взаимоотношений между людьми играют не только социальные и личностные факторы, но и такие, как состояние человека, его самочувствие, психофизиологические и медико-физиологические факторы. Проявление стресса, получившее название "выгорание личности", по мнению Л.А.Китаев-Смыка представляет собой симптомокомплекс, в котором выделяется ряд компонентов: 1) нарушение эмоциональной сферы в виде "уплощения" эмоций; 2) тенденция к "конфронтации с клиентом"; 3) потеря ценностных ориентаций и др. "Выгоранию" более подвержены некоторые лица из числа тех, кто по роду своей профессиональной деятельности должны, общаясь с людьми, как бы "дарить им тепло своей души" (продавцы, работники службы быта, милиционеры, юристы и т. д.). Авторы данного сообщения проводили сравнительные исследования социально-психологических появлений стресса и "выгорания личности" у представителей некоторых из указанных профессий обнаружили соответствия между этими синдромами, что позволило им говорить о синдроме выгорания как составляющей социально-психологического субсиндрома стресса [22].


Значение контекста для толкования жестов.
Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Т.е. если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенн ...

Возникновение чувства одиночества
Ребенок появляется на свет без чувства одиночества. Конечно, он возмущен тем, что его изгнали из внутриутробного рая, и первое, что он делает, издает крик возмущения. Но это еще не чувство одиночества. В первые годы своей жизни он окружен материнской заботой, он играет с детьми и не испытывает чувство одиночества. Он слит с окружающей ...

Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход
Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т.д.), а не к от ...

Категории