Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя

Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя
Страница 1

В литературе по психологии эмоций уже закрепился термин, очень точно характеризующий труд педагога - "эмоциональное выгорание". Он свидетельствует не только о том, что учителя хронически перегружены и имеют высокие риски заболеваний, но и о том, что они не имеют возможности восстановить затраченные силы и, следовательно, не в состоянии адаптироваться к возрастающему разнообразию потребности учеников. Накрутка подписчиков и лайков в инстаграм накрутка на последнюю фотографию в инстаграм.

Методология деятельностного подхода в отечественной психологии позволяет рассматривать проблемы педагога в аспекте анализа структурных компонентов его профессиональной деятельности. Специфика педагогической деятельности в условиях общеобразовательной школы в значительной мере определяется дифференциальными признаками профессии типа "человек-человек", и в рассматриваемом ракурсе предъявляет повышенные требования не только к уровню профессионального мастерства учителя, но и к его психологическим возможностям. Последнее требование особенно актуально в условиях перехода к личностно-ориентированным формам обучения, предполагающим повышенные требования к личности самого учителя.

Результативность педагогического труда определяет, по Н.В.Кузьминой, три составляющих уровня профессионализма педагога. Профессионализм деятельности педагога состоит в том, что педагог владеет искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач и умением средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся. Профессионализм общения педагога заключается в умении использовать взаимодействие учащихся в целях получения того же искомого педагогического результата – развития личности обучающихся. Профессионализм личности педагога состоит в использовании всех своих внутренних ресурсов (подлинной педагогической направленности, педагогических способностей, самообучения и др.) для развития личности обучающихся.

Изложенные подходы к профессионализму педагога позволяют автору рассматриваемой концепции сделать прорыв в новую область - в акмеологию профессиональной деятельности и в акмеологию образования. Полученные раннее данные о том, что одни педагоги быстро осваивают профессиональную деятельность, другие – долго, третьи – совсем не достигают высоких результатов, явились материалом для постановки вопросов об объективных и субъективных факторах достижения (или не достижения) вершин профессионализма [30].

Рассматривая деятельность педагога, Н.В.Кузьмина отмечает, что профессионально-педагогическая деятельность очень ответственная. Учителю общество доверяет судьбу подрастающего поколения, то есть свое будущее. Прогресс развития науки и общества в целом отчасти зависит от деятельности учителей. Добровольно избирая педагогическую профессию, учителя и сами берут на себя ответственность за ее результаты [31].

Но главные отличительные особенности профессионально-педагогической деятельности подчеркивает Н.В.Кузьмина, состоят в специфике объекта и "орудий труда" учителя. Объект деятельности педагога – личность ребенка, а отсюда и "продукты его деятельности – "материализуются", в психическом облике другого человека – в его знаниях и умениях и навыках, в чертах его воли и характера. Характерной особенностью этого объекта является то, что он одновременно является субъектом этой деятельности. Успех педагогической деятельности зависит не только от отношений педагога к делу и детям, но и от отношения самих детей к нему, то есть от взаимоотношений.

Все проявления учителя: его знания, действия и поступки – подвергаются критической оценке и анализу со стороны учащихся. Если нравственный облик учителя и характер его деятельности не отвечают представлениям учащихся о том, каким он должен быть и как он должен поступать, последние не только сопротивляются его воздействию, но даже вступают с ним в конфликт [31].

В.Э.Чудновский фиксирует внимание на устойчивой тенденции перехода от устаревшей педагогики приоритета ученика перед учителем, снижающей роль личности учителя в развитии ребенка, к педагогике, принципом которой становится тезис: "личность воспитывается личностью" [48]. Не случайно один из параграфов монографии Л.М.Митиной "Психология профессионального развития учителя" [35] посвящен "профессиональному здоровью" учителя. Он – о стрессогенности учительской профессии, о том, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, в том числе и самими учителями, о социально-психологической помощи учителю, о том, что сохранение трудового потенциала народного образования (профессионального долголетия учителей) должно быть приоритетной задачей.

Страницы: 1 2 3


Биологические теории старения
По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно конт ...

Конфликты в коллективе
В психологии конфликт (К) определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными переживаниями» (Краткий психологический словарь.) Исходя из ...

Психологические особенности тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте. Особенности тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие тревожности
В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и ее проявления. Тревожность как понятие возникает в рамках психоаналитического подхода, по Фрейду чувство тревожности связанно с чувством беспомощности. К. Хорни определяет тревогу как врожденное свойство. Астахов выделяет функции тревоги: первая – функция си ...

Категории