Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя

Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя
Страница 3

Необходимость поддерживать свое психическое состояние на уровнях оптимальных для педагогического процесса значений, с одной стороны, и постоянное действие возмущающих факторов, препятствующих процессу его оптимизации – с другой, вызывают сильное стрессовое напряжение у учителя. Не случайно, напряженность, свойственная педагогической деятельности, позволяет Л.М.Митиной рассматривать стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество личности учителя [36] [35], а Н.А.Аминов, исследуя педагогические способности и выделяя в их структуре системообразующие признаки, заключает: "Таким образом, предположение о синдроме эмоционального сгорания как системообразующем признаке структуры главных компонентов педагогических способностей нашло свое подтверждение" [2, с. 5-17].

Как уже отмечалось, кроме того, что эмоциональное выгорание сказывается на состоянии педагога и, тем самым, препятствует созданию оптимального эмоционального фона занятий, оно способствует развитию деструктивных личностных качеств. Так, Е.А.Ичаловской показано, что эмоциональное выгорание препятствует развитию эмпатических способностей педагогов [20], а диагностика, осуществленная М.Б.Аппаевым с помощью методики А.Ассингера, позволила ему установить, что каждый пятый из стапятидесяти обследованных им учителей имеет завышенный уровень агрессивности [4].

Препятствием эмоциональному выгоранию является личностное качество – эмоциональная устойчивость, которая органически включается в общую стрессоустойчивость. Исследуя факторы стрессоустойчивости учителей, А.А.Реан и А.А.Баранов называют такие как: профессиональная мотивация, социальная активность, социальная психологическая толерантность (терпимость) личности, степень ее экстернальности – интернальности, адекватность самооценки, невысокие значения агрессивности и раздражительности, эгоцентричности, доброжелательность. Они отмечают, что личностные механизмы стрессоустойчивости у педагогов – мастеров имеют конструктивную направленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации (истинная адаптация). А механизмы стрессоустойчивости учителей – не мастеров отражают ситуативные способы преодоления стресса (перекладывания ответственности, уход от трудностей и т.п.), тормозящие их профессиональное становление и личностное развитие (псевдоадаптация) [41].

Важно отметить, что негативное отношение к личной жизни и близким людям нарастает по мере увеличения педагогического стажа.

Поскольку многими авторами отмечалась когнитивная детерминация реакции на стресс, а также описывалась связь мышления с эмоциями, можно уверенно предполагать наличие взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта.

Страницы: 1 2 3 


Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Уровни психики: низшая (обладают чел и животные), высшая (свойственна только человеку). Особенности высшей психики: произвольность, осознанность, системность (иерархич.система, главные и второстеп.функции), опосредованность (осущ.с помощью особых псих.средств). В основе присвоения лежит процесс интериоризации – переход вн.действия во ...

Неспособность к обучению
Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (ЗУНами) (чтения, правописания, математики, общения). Это понятие НО никак не должно ассоциироваться ни с понятием неуспеваемости, ни с более о ...

Иван Павлович Мержеевский
В последней четверти XIX века в энергичную борьбу за призрение, воспитание и обучение слабоумных включились многие врачи, педагоги, общественные деятели. Это было обусловлено успехами отечественной медицины, биологии и педагогики. К этому времени уже сформировалась русская психиатрическая школа. Созданная в 1859 году профессором Иваном ...

Категории