Психология » Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности » Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя

Синдром эмоционального выгорания в профессии учителя
Страница 3

Необходимость поддерживать свое психическое состояние на уровнях оптимальных для педагогического процесса значений, с одной стороны, и постоянное действие возмущающих факторов, препятствующих процессу его оптимизации – с другой, вызывают сильное стрессовое напряжение у учителя. Не случайно, напряженность, свойственная педагогической деятельности, позволяет Л.М.Митиной рассматривать стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество личности учителя [36] [35], а Н.А.Аминов, исследуя педагогические способности и выделяя в их структуре системообразующие признаки, заключает: "Таким образом, предположение о синдроме эмоционального сгорания как системообразующем признаке структуры главных компонентов педагогических способностей нашло свое подтверждение" [2, с. 5-17].

Как уже отмечалось, кроме того, что эмоциональное выгорание сказывается на состоянии педагога и, тем самым, препятствует созданию оптимального эмоционального фона занятий, оно способствует развитию деструктивных личностных качеств. Так, Е.А.Ичаловской показано, что эмоциональное выгорание препятствует развитию эмпатических способностей педагогов [20], а диагностика, осуществленная М.Б.Аппаевым с помощью методики А.Ассингера, позволила ему установить, что каждый пятый из стапятидесяти обследованных им учителей имеет завышенный уровень агрессивности [4].

Препятствием эмоциональному выгоранию является личностное качество – эмоциональная устойчивость, которая органически включается в общую стрессоустойчивость. Исследуя факторы стрессоустойчивости учителей, А.А.Реан и А.А.Баранов называют такие как: профессиональная мотивация, социальная активность, социальная психологическая толерантность (терпимость) личности, степень ее экстернальности – интернальности, адекватность самооценки, невысокие значения агрессивности и раздражительности, эгоцентричности, доброжелательность. Они отмечают, что личностные механизмы стрессоустойчивости у педагогов – мастеров имеют конструктивную направленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации (истинная адаптация). А механизмы стрессоустойчивости учителей – не мастеров отражают ситуативные способы преодоления стресса (перекладывания ответственности, уход от трудностей и т.п.), тормозящие их профессиональное становление и личностное развитие (псевдоадаптация) [41].

Важно отметить, что негативное отношение к личной жизни и близким людям нарастает по мере увеличения педагогического стажа.

Поскольку многими авторами отмечалась когнитивная детерминация реакции на стресс, а также описывалась связь мышления с эмоциями, можно уверенно предполагать наличие взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта.

Страницы: 1 2 3 


На конференции.
Такой же случай непонимания в связи с разным расстоянием личного пространства произошел и на конференции в США. Американские участники общались друг с другом на расстоянии от 46 до 122см и оставались на месте все время разговора. Когда же с американским участником заговорил японец, они начали медленно двигаться вокруг комнаты, причем ам ...

Что такое наркомания?
Наркомания (от греческого narko - оцепенение, усыпление, онемение и mania - страсть, влечение) - это болезнь, характеризующаяся тотальным поражением личности, сопровождающаяся расстройством психики, приводящая к физическому и моральному распаду. Наркоман постепенно утрачивает чувство собственного достоинства, самоуважения, теряет друзе ...

Особенности организации исследования
В соответствии с поставленными задачами в апреле 2004 года на базе МДОУ «Детский сад N 244 комбинированного вида ЦАО гор Омска» была проведена экспериментальная часть данной работы. В подготовительной группе 25 детей. В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Отбор испытуемых проводился методом случайной выбор ...

Категории