Синдром эмоционального выгорания в профессии учителяСтраница 3
Необходимость поддерживать свое психическое состояние на уровнях оптимальных для педагогического процесса значений, с одной стороны, и постоянное действие возмущающих факторов, препятствующих процессу его оптимизации – с другой, вызывают сильное стрессовое напряжение у учителя. Не случайно, напряженность, свойственная педагогической деятельности, позволяет Л.М.Митиной рассматривать стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество личности учителя [36] [35], а Н.А.Аминов, исследуя педагогические способности и выделяя в их структуре системообразующие признаки, заключает: "Таким образом, предположение о синдроме эмоционального сгорания как системообразующем признаке структуры главных компонентов педагогических способностей нашло свое подтверждение" [2, с. 5-17].
Как уже отмечалось, кроме того, что эмоциональное выгорание сказывается на состоянии педагога и, тем самым, препятствует созданию оптимального эмоционального фона занятий, оно способствует развитию деструктивных личностных качеств. Так, Е.А.Ичаловской показано, что эмоциональное выгорание препятствует развитию эмпатических способностей педагогов [20], а диагностика, осуществленная М.Б.Аппаевым с помощью методики А.Ассингера, позволила ему установить, что каждый пятый из стапятидесяти обследованных им учителей имеет завышенный уровень агрессивности [4].
Препятствием эмоциональному выгоранию является личностное качество – эмоциональная устойчивость, которая органически включается в общую стрессоустойчивость. Исследуя факторы стрессоустойчивости учителей, А.А.Реан и А.А.Баранов называют такие как: профессиональная мотивация, социальная активность, социальная психологическая толерантность (терпимость) личности, степень ее экстернальности – интернальности, адекватность самооценки, невысокие значения агрессивности и раздражительности, эгоцентричности, доброжелательность. Они отмечают, что личностные механизмы стрессоустойчивости у педагогов – мастеров имеют конструктивную направленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации (истинная адаптация). А механизмы стрессоустойчивости учителей – не мастеров отражают ситуативные способы преодоления стресса (перекладывания ответственности, уход от трудностей и т.п.), тормозящие их профессиональное становление и личностное развитие (псевдоадаптация) [41].
Важно отметить, что негативное отношение к личной жизни и близким людям нарастает по мере увеличения педагогического стажа.
Поскольку многими авторами отмечалась когнитивная детерминация реакции на стресс, а также описывалась связь мышления с эмоциями, можно уверенно предполагать наличие взаимосвязи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта.
Введение.
Современная школа движется в направлении поиска методов обучения, ориентированных на учет индивидуальных особенностей личности, т.е. методов, которые бы не усредняли учеников, не подгоняли их под общепринятую планку образца, а наоборот, как можно максимальнее развивали бы индивидуальные особенности каждого.
Традиционная школа, как пр ...
Развитие мышления. От непосредственному к возможному.
1. Когнитивное развитие подростков характеризуется становлением абстрактно-логического (гипотетико-дедуктивного) мышления, описанного Пиаже. В этом возрасте подростки начинают рассуждать исходя из абстрактных гипотез, а не как в детстве – исходя из непосредственно наблюдаемой ситуации. Они могут систематически проверять свои гипотезы. О ...
Самовнушение
Восходит к молитве и медитации, используя многие их технические моменты, а в истории психотерапии - к опыту Е. Куэ и П. Леви во Франции, В.М. Бехтерева и Я.А. Боткина в России. Процедуры самовнушения весьма вариативны, но их использование в психотерапии подчинено общей схеме. Собственно самовнушению предшествует разъяснение/убеждение с ...