Психология » Темперамент » Из истории учений о темпераменте

Из истории учений о темпераменте
Страница 2

По мнению Юнга, преобладание экстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а доминирование интроверсии – у меланхоликов и флегматиков.

Большой вклад в развитие учения о темпераменте внесли физиологи, и прежде всего наш соотечественник Иван Петрович Павлов. Ученый выявил большие различия в поведении животных и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в скорости и точности образования условных рефлексов, а также в особенностях, их угасания. Данное обстоятельство позволило исследователю предположить, что в основе условных рефлексов лежат какие-то свойства нервных процессов. Позднее ученый определил, что к этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Особенности нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить и на людей.

Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения показывает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в выносливости, т.е. в способности клетки выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения. Эта особенность проявляется в сдержанности в поступках, разговоре, в умениях хранить тайну, соблюдать правила, в собранности, в ожидании опасности, неторопливости в принятии решений; в тщательном пережевывании пищи во время еды, в хорошем сне. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Соотношение сил обоих процессов решает, является ли индивид уравновешенным. Если сила одного процесса превосходит силу другого, человек становится или излишне легко возбудимым, или излишне спокойным. Уравновешенный человек ведет себя собранно в самой напряженной обстановке. Без труда он подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений. Третье свойство нервной системы, связанное с темпераментом, – подвижность нервных процессов. Данное свойство заключается в быстроте перехода от возбуждения к торможению и обратно, т.е. в способности к изменению поведения в соответствии с переменами в условиях жизни.

Установленные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению,

представляют собой так называемые типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Несмотря на то, что теоретически указанные свойства нервной системы могут быть сгруппированы в девять типов, И.П. Павлов экспериментально подтвердил существование четырех основных типов, близких к традиционной типологии Гиппократа. Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

а) сильный, уравновешенный, подвижный (по Павлову, «живой» тип) – сангвиник;

б) сильный, уравновешенный, инертный («спокойный» тип) – флегматик;

в) сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения («безудержный» тип) – холерик;

г) слабый тип – меланхолик.

И.П. Павлов считал, что тип нервной системы является врожденным и относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Страницы: 1 2 


Психологическое развитие человека, динамика и процесс развития
М.Я. Басов считал идею развития человека "краеугольным камнем" современной науки, проникновение которой в психологию определяет процесс ее перестройки, а генетический метод он называл "единственным надежным компасом, определяющим путь познания в соответствии с естественными линиями происхождения и развития изучаемых явлен ...

Способы определения креативности
Слово "креативность" происходит от латинского "creare", что означает порождать, создавать, творить. Уже согласно этому, креативность есть процесс, который развивается и который хранит в себе происхождение и цель. Определение признаков креативности, оценки и креативных качеств учащихся относятся: - беглость - способ ...

Гендерные стереотипы и их негативная роль в обществе. Формирование гендерных стереотипов
Дж. Уильямс и Д. Бест (J. Williams, D. Best, 1990) предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. Они выявили, что мужчинам приписывались 48 слов, а женщинам - 25 (см. табл. 1). Таблица 1. Качества, ассоциирующиеся только с му ...

Категории