Психология » Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями » Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Современное состояние проблемы мышления

Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Современное состояние проблемы мышления
Страница 1

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации [1].

Представители ассоциативной психологии не видели поэтому необходимости в специальном исследовании мышления: они по существу конструировали его из предпосылок своей теории. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение — как ассоциация представлений; умозаключение — как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него. Подобные идеи исходили еще от концепции Д. Юма [28].

По мнению Рубинштейна С.Л., ассоциативная теория во многом сводилась к содержанию мысли как чувственных элементов ощущений, а закономерности его протекания — к ассоциативным законам, но мышление имеет свое качественно специфическое содержание и свои качественные специфические закономерности протекания. Специфическое содержание мышления выражается в понятиях; понятие же никак не может быть сведено к простой совокупности ассоциативно связанных ощущений или представлений [23].

Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования [1].

Противоположную позицию занимала идеалистическая философия, которая видела в мышлении особые формы активности человеческого духа, не сводимые ни к каким, более элементарным, процессам. Мышление следует рассматривать как проявление особой «символической» активности духа – это положение стало основой философии неокантианцев и проявилось в работах крупных философов-идеалистов. Идеалистический подход к мышлению как особой форме психической деятельности являлся основанием школы, которая впервые в психологии сделала его предметом специального экспериментального исследования. Эта школа получила название Вюрцбургской школы [28].

Представители вюрцбургской школы, объединив группу немецких психологов (О. Кюльпе, А. Мессер, К. Бюлер, Н. Ах) начала ХХ века, считавших, что мышление является особой, далее не разложимой функцией сознания. В результате экспериментального исследования психологи этой школы пришли к выводу, что мышление не опирается на какие-либо образы, не осуществляется с помощью речи и составляет особые «логические переживания» которые направляются соответствующими «установками» или «интенциями» и осуществляются как специальные психологические «акты». Выделяя мышление как особый вид психических процессов, Вюрцбургская школа, однако, отделила его как от чувственной основы, так и от речевых механизмов, иначе говоря, представила мышление как особую форму активности духа, подходя к последней позиции крайнего идеализма [1].

В дальнейшем оттолкнувшись от критики психологии мышления О. Зельца, немецкий исследователь К. Коффка попытался наметить теорию мышления с позиций гештальтпсихологии: в противоположность представителям вюрцбургской школы, доказывавшим, что отношения составляют существенное содержание мышления, несводимое к наглядному содержанию тех членов, между которыми они устанавливаются.

Основное положение его теории мышления заключается в том, что мышление — это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций. Исходная ситуация, в которой возникает проблема, — это в своем наглядном содержании неуравновешенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование, т. е. изменение структуры, исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что мы под конец по-иному, чем вначале, непосредственно видим содержание исходной ситуации [23].

Страницы: 1 2 3


Этика делового общения
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в д ...

Исследование представлений об образе своей семьи мужчин и женщин с разной формой брака
Для того чтобы определить уровень значимости определенных ценностей для каждого супруга, а также определить степень согласованности/рассогласованности в образе своей семьи между супругами, в зависимости от типа семейных отношений, мы использовали дисперсионный анализ. Который в свою очередь определил влияние факторов пола и формы брака ...

Границы исследования.
1. Первые две главы: “Что такое самооценка?” и ”Причины формирования заниженной самооценки” являются вводными к основной теме, поэтому мы не сможем рассмотреть их подробно, а остановимся лишь на основных моментах. 2. Рассматривая защитные механизмы в третьей главе “Некоторые пути преодоления заниженной самооценки”, мы не будем пытать ...

Категории