Психология » Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями » Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями

Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями
Страница 2

В своем становлении мышление проходит две стадии – допонятийную и понятийную. К допонятийной стадии относится наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На базе этих способов мыслить зарождается и развивается понятийное мышление. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка. Когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Наиболее понятным доказательством чего-либо для ребенка является пример. Поэтому, убеждая ребенка в чем-либо, объясняя что-то, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами («Если переходить улицу, не соблюдая правила движения можно попасть под машину и покалечиться, как тот мальчик, которого ты видел недавно на костылях, у него теперь болит нога».). http://izdat-chern.ru/ изготовление листовок визиток воронеж.

Центральной особенностью допонятийного мышления, согласно концепции Ж. Пиаже, является так называемый эгоцентризм детского мышления. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Например, если ребенок в 4-5 лет пинает котенка ногой, это не означает, что он склонен к жестокости. Это может означать, что он просто хочет посмотреть, как далеко полетит котенок. В этом возрасте ребенок не может понять чужую боль, чужие интересы. Пытаться воззвать к голосу его совести, по Пиаже, бесполезно, так как совесть еще не достаточно сформирована, ругать его тоже бессмысленно, так как он до конца не поймет – в чем виноват. Если ребенок совершает действия, приносящие другим неудобства, лучше быстро отвлечь его, переключить внимание на более подходящее занятие, но ни в коем случае не приклеивать ярлыки типа «хулиган», «эгоист», «вор», «бессовестный» и т.п., так как именно в этом возрасте негативные роли очень быстро встраиваются в представление ребенка о себе [19].

Согласно Ж. Пиаже, эгоцентризм обусловливает такие особенности логики ребенка, как:

ü нечувствительность к противоречиям (ребенка не удивит фраза «пустой стакан с водой» или «когда человек спит, наступает ночь, даже если он спит днем» и т.п.);

ü синкретизм, или тенденция связывать все со всем («Вчера мне дали вкусную конфету, когда светило солнце, сегодня тоже светит солнце, значит, мне дадут конфету»);

ü соположение высказываний, или отсутствие связи между суждениями («Вася упал с велосипеда, потому что сломал руку» - подчинительный союз выступает в роли соединительного);

ü трансдукция, или переход от частного к частному без обобщения конкретных фактов;

ü слабость интроспекции (например, ребенку трудно рассказать, как он рассуждал при решении задачи);

ü отсутствие представления о принципе сохранения;

ü неумение выполнять операцию логического умножения;

ü трудность определения понятий, в особенности относительных (это связано с тем, что ребенок думает о вещах абсолютно, не осознавая отношений между ними) [19].

При нормальном развитии на базе сформированного наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) развивается высшая форма мышления человека – понятийное мышление.

Особый интерес представляет развитие мышления с двигательными нарушениями. По утверждениям П.В. Кузнецова, даже простейшие наглядно-действенные, задачи предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми. Однако двигательные нарушения у ребенка не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с подобными нарушениями лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно [18]. Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается.

Страницы: 1 2 3 4


Выводы.
Таким образом, мы находим подтверждение гипотезы о том, что помимо полезных сведений об общении и коммуникации НЛП содержит большой педагогический потенциал и может служить основой в разработке методов для осуществления индивидуального подхода к обучению. Например, используя в своей речи синестезию (связь между репрезентативными систем ...

Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике
Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки и клубы по интересам, а также организованы факультативные занятия по многим дисциплинам. В 2006-2007 ...

Этика делового общения традиционного общества
В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе (обществе "механической солидарности" по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективн ...

Категории