Психология » Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями » Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями

Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями
Страница 1

Мышление дошкольника развивается постепенно. Так Л.И. Божович, рассматривая особенности психического развитию у детей в младшем дошкольном возрасте определяла развитием манипулированием различными предметами. Действия с предметами, которые в начале не имеют смысла, затем начинают определяться объектом, на который они направлены, тогда действия приобретают осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Последовательные ступени интеллектуального развития – наглядно-действенное, наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление [2].

По словам Коломинского Я.П., первые проявления наглядно-действенного мышления у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и таким образом вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребенка с предметами и способами их употребления. Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребенок усваивает с помощью близких взрослых из общественного опыта [10].

Выготский Л.С. утверждает же, что началом развития мышления у детей относят к возрасту около двух лет. В данный возрастной период у ребенка появляется сознание, являющееся центральным новообразованием раннего детства. Возникновение сознания он тесно связывает с развитием речи. Понять новое в отношениях ребенка со средой в раннем детстве, считает Л. С. Выготский, можно в свете анализа развития детской речи, ибо развитие речи, как средства общения, как средства понимания речи окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде [4].

Не менее важной основой мыслительной деятельности для ребенка, по мнению Венгер А.Л. является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Наблюдая окружающее, ребенок замечает регулярность в следовании некоторых явлений, например, что за накрытием стола следует еда. Эти наблюдения еще далеки от сознания закономерностей, но служат основой для развития понимания причинно-следственных связей [3].

В возрасте 3-6 лет ребенок начинает подмечать относительность некоторых свойств и положений («То, что у нас пол – у соседей снизу – потолок», «Камни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну»). Для характеристики таких заключений В. Штерн ввел термин «трансдукция» - умозаключение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее [21].

Наглядно-образное мышление ярко проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Мухина В.С. рассматривая возрастную феноменологию связи мышления с практическими действиями, отмечает, что подобная связь хоть и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется непосредственного практического манипулирования с другими объектами, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. На этом этапе дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще почти не владеют понятиями (в полном смысле), хотя широко используют слова. Но слова играют еще роль обозначения предметов, а не отражения их существенных свойств [17].

Это наиболее отчетливо обнаруживается в экспериментах швейцарского психолога Ж. Пиаже [19]. Детям в возрасте около 7 лет показывают 2 одинаковых шарика из теста. Они внимательно разглядывают оба предмета и говорят, что они равны. Затем у них на глазах один из шариков раскатывают в лепешку. Дети сами видят, что к этому шарику не прибавили теста, а просто изменили его форму. Тем не менее, они считают, что количество теста в лепешке увеличилось. Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще практически полностью подчинено их восприятию, и они не могут отвлечься, то есть абстрагироваться от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. Поэтому им пока недоступен принцип сохранения, то есть понимание того, что объекты могут изменяться по одним параметрам и оставаться неизменными по другим.

Страницы: 1 2 3 4


Классификация психотерапии
По отношению субъекта психотерапии к воздействию: аутопсихотерапия; гетеропсихотерапия. По типу психокоррекционного воздействия: директивная; недирективная. По количеству пациентов: индивидуальная; групповая. По технике применения: суггестивная; рациональная; реконструктивно-личностная; аналитическая; бихевиоральная; когн ...

Внутрисемейные отношения у детей с задержкой психического развития
К возникновению проблем в личностном развитии, трудностей в общении и поведении приводит целый ряд причин социального характера. Важнейшей из них принято считать неблагоприятные условия семейного воспитания, которые способны оказывать негативное воздействие на формирование личности ребенка, особенно если оно оказывает влияние на протяже ...

Принципы построения патопсихологического эксперимента
Получение данных для диагностики. Патопсихологические данные носят дополнительный характер и их ценность обнаруживается только при сопоставлении с результатами клинико-психологического исследования и в ряде случаев — с результатами других вспомогательных исследований (например, элекгроэнцефалографии, реоэнцефалографии и т.д.). Патопсихо ...

Категории