Психология » Клиническая психология » Расстройства интеллекта

Расстройства интеллекта

Интеллектом в психологии называется система всех познавательных способностей индивида и, в частности, способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности. Выделяется три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект, включающий запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное; 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект, составными частями которого являются умение адаптироваться к окружающей обстановке.

Выделяют три формы организации интеллекта: здравый смысл, рассудок и разум. Под здравым смыслом подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный способ мышления. Рассудком обозначается процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации. Разум — это высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности.

Наиболее яркими симптомами и синдромами расстройств интеллектуальной деятельности являются признаки деменции и умственной отсталости.

ДЕМЕНЦИЯ — психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся нарушениями ориентировки, способности к обучению.

УМСТВЕННАЯ ОСТАЛОСТЬ — состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушениям способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).


Ощущение себя любимым.
Важнейшим столпом, на котором базируется самооценка, является ощущение себя любимым: "Ощущение себя любимым или чувство принадлежности - это ощущение безопасности, которое бывает у человека, когда его или ее принимают другие, ощущение того, что я являюсь частью родства, что меня любит, по крайней мере, еще один человек. Это осозна ...

Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ)
Академик Б.М. Кедров, разрабатывая модель познавательно- психологического "механизма" научного открытия, ввел понятие "барьера" (познавательно-психологический барьер - ППБ). Этот барьер на первом этапе своего возникновения и функционирования выполняет позитивную роль: он помогает полнее исчерпать возможности достигну ...

Изменение отношения к окружающим и себе.
Настоящий раздел было бы полезно начать кратким обзором предыдущего. В первой и во второй вводных главах мы обнаружили большую зависимость самооценки от социальной среды. Во второй главе мы также исследовали влияние наследственных факторов на самооценку человека. В третьей главе (разделы А, Б) мы рассмотрели различные стратегии, использ ...

Категории